ТеоБлогия>Что значит «облекитесь во всеоружие Божье» в Ефесянам 6:11?
 

Что значит «облекитесь во всеоружие Божье» в Ефесянам 6:11?

Николай Лелиовский для Тео(Б)логия

Что значит «облекитесь во всеоружие Божье» в Ефесянам 6:11?

Хотел бы написать ещё один коротенький постинг вдогонку своим размышлениям об исполнении Духом в Ефесянам 5:18, опубликованным на позапрошлой неделе. Изучая это послание во время учебы в позапрошлом году я столкнулся с одним очень интересным толкованием одного из самых известных отрывков, призывающих христиан облечься во всеоружие Божье. Прежде чем изучить это послание стих-за-стихом, задаваясь вопросом как каждый абзац связан с предыдущим и последующим материалом, а также как каждое предложение связано с аргументом автора, я придерживался, наверное, традиционного мнения о том, что значит призыв Павла облечься во всеоружие Божье. Как правило, перечисление его элементов («препоясав чресла ваши истиною», «облекшись в броню праведности», «обув ноги в готовность благовествовать мир», «возьмите щит веры», «шлем спасения», и «меч духовный») следует понимать как указание на личные благочестия христиан. Собственная праведность, личное благовестие и т.д.

Однако, на мой взгляд, более уместно понимать призыв Павла облечься всеоружие Божье как напоминание о союзе верующих со Христом. Ввиду того, что эта последняя часть послания обобщает содержание всего сказанного ранее и побуждает церковь к действию,[1] облечься во всеоружие Божье означает то же самое, что и облечься в нового человека (4:24), то есть Христа (ср. Рим. 13:14).[2] Также, вновь необходимо подчеркнуть коллективный характер увещания Павла, использующего здесь глаголы повелительного наклонения во множественном числе, указывающие на то, что он ожидает, чтобы вся церковь вместе облеклась во всеоружие Божье и встала как один новый человек (ср. Флп. 1:27).[3] Во-первых, Павел начинает этот раздел с призыва «быть укрепляемыми Господом» (с императивом ἐνδυναμόω множественного числа в пассивном залоге), что значит, что христиане являются объектом «укрепления», а не субъектом, самостоятельно совершающим это действие. Во-вторых, всеоружие названо всеоружием Божьим, а не «нашим». Многие толкователи отмечают интертекстуальные связи этого текста с такими отрывками как Исайи 11:5; 52:7; 59:17, что вновь указывает на отождествление с Богом и Его замыслом. В-третьих, всеоружие Божье призвано защитить церковь не от людской угрозы, а от «козней диавольских» ввиду того, что, как объясняет Павел, «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (ст. 12). В свете этого я согласен, что «трудно рассматривать благовествованные мира (ст. 15), спасение (ст. 17) и Слово Божье (ст. 17) как человеческую деятельность,[4] ибо как замечает Ходж наша «праведность… не может устоять против нападок совести, шепота отчаяния, силы искушения, строгости закона, и тем более нападок сатаны».[5]

Таким образом, этот текст должен придавать церкви надежды на то, что несмотря на нападки диавола, стремящегося разрушить ёё, в частности лишив единства, благодаря нашему союзу со Христом, в котором мы получаем всеоружие Божье, мы сможем устоять не благодаря своим добродетелям, а ввиду того, что, как выразился Павел в другом месте, «оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь» (2 Кор. 10:4).

 

 

 

[1] Andrew Lincoln, “ ‘Stand, Therefore …’ Ephesians 6:10–20 as Peroratio,” Biblical Interpretation, 3 (1995): 99-114. См. также Klyne Snodgrass, Ephesians, NIVAC (Grand Rapids, MI: Zondervan, 1996), 335, где автор показывает 14 связей Еф. 6:10-20 со всем посланием в целом.

[2] Как я уже писал раньше здесь выражение «новый человек» у Павла стоит понимать как указание на Христа, а не на «новую природу» верующего.  

[3] Donna R. Reinhard, “Ephesians 6:10–18: A Call to Personal Piety or Another Way of Describing Union with Christ?” JETS 48 (2005): 521-32.

[4] Ernest Best, A Critical and Exegetical Commentary on Ephesians, International Critical Commentary (Edinburgh: T&T Clark International, 1998), 599.

[5] Charles Hodge, A Commentary on the Epistle to the Ephesians (New York: Robert Carter & Brothers, 1858), 383.

Статьи
Сочетание религиозной ревности с борьбой за социально-политические преобразования можно охарактеризовать как «зелотство». Подобные настроения нередко проявлялись в разные века в христианстве, как, в общем-то, и в других религиях. В этой статье мы постараемся проследить проникновение зелотства в современную Церковь и его влияние на мировоззрение современных христиан.
В первых семи стихах Книги притчей описывается ее цель.
Работает на Cornerstone