ТеоБлогия>Характер Иисуса Христа: стойкость в искушениях и испытаниях
Максим Король

Характер Иисуса Христа: стойкость в искушениях и испытаниях

Характер Иисуса Христа: стойкость в искушениях и испытаниях

Стойкость Иисуса Христа в искушениях ободряет и обличает Его последователей. Тягость многочисленных искушений с которыми ежедневно сталкивается христианин временами вводит в уныние от безысходности. Но видя победное знамя Иисуса Христа, Которое Он поднимал всякий раз, когда проходил испытания, мы радуемся. Мы знаем, что искушения не вечные и их реально победить.

Тема об искушениях Иисуса Христа щепетильна. Когда мы начинаем над ней рассуждать, то неизбежно задаемся вопросом: «А мог ли Иисус поддаться искушению и тем самым согрешить?». Если мог согрешить, тогда как понимать, что Бог отделен от греха? Если же Иисус не мог согрешить, тогда какой смысл с искушений, которые Он переносил?

Ответы на эти вопросы будут даны в расширенной версии данной темы. А сейчас давайте мы согласимся с очевидным фактом: Иисус регулярно был искушаем и испытан. Автор послания к евреям ясно свидетельствует об этом: «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр.2:18).

Тяжелее всего переносить испытания в одиночестве. Особенно, когда ты физически истощен. И тем более ценным является пример Иисуса Христа, когда Он спустя сорок суток соприкоснулся с тяжелейшими искушениями со стороны Своего врага (Матф.4:1-10; Мк.1:13; Лк.4:1-13). Итог тройной атаки дьявола нам известен – Иисус вышел победителем.

На протяжении всей Своей недолгой жизни Господь регулярно сталкивался с искушениями и испытаниями. Мы не будем домысливать какие-то искушения, но обратим внимание на самые очевидные, которые нам оставили священнописатели.

Неверие слушателей

Любая проповедь и чудо Иисуса Христа воспринималась двояким образом: восхищением и осуждением людей. Многие не могли понять, как сын плотника может быть Богом во плоти. Евангелисты пишут: «И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем» (Матф.13:57; Мк. 6:4).

Большинство фарисеев и книжников ненавидели Христа. Им было противно слушать Его «нравоучения» и обличения в их сторону. Нередко они хотели убить Его прямо на месте (Лук.4:29), но у них ничего не получалось.

Иисус с печалью замечает: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Иоан.5:43; 8:46). При этом Он прекрасно понимал, что причиной неверия народа является их собственная греховность (Иоан.12:40).

Популярность

Где бы не находился Иисус, Он большую часть времени был окружен людьми. «И прошел о Нем слух по всей Сирии...» (Мф. 4:24); «И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана» (Матф.4:25; Мк. 6:33); «И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее» (Мар.1:28); «И весь город собрался к дверям» (Мар.1:33).

Из-за того, что исцеленные Им люди с безудержной радостью рассказывали о произошедшем с ними чуде «Иисус не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных». Но и там он не мог быть долго в уединении: «И приходили к Нему отовсюду» (Мар.1:45). Он даже не мог спокойно покушать: «Приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть» (Мар.3:20). Благодаря авторитетности Христа и учения, которое Он излагал, слава о Нем шла впереди Него (Лук.4:15).

Иисус понимал, что следствием популярности была Его способность исцелять и творить другие чудеса (Мк. 6:56; Лк. 11:29). Но не такая популярность нужна Господу (Мк. 7:36). Он желает владычествовать в сердце человека. Но люди, которые постоянно окружали Иисуса жаждали не спасения, а удовлетворения земных нужд. Господь понимал, что они хотят сделать Его царем (Иоан.6:15). Даже Его братья из-за неверия не понимали миссии Иисуса Христа и просили, чтобы тот умножил свою известность (Иоан.7:3,4).

При этом из-за популярности Иисуса противники исполнялись зависти (Матф.27:18). Все перечисленное было испытанием для Иисуса и частью Его жизни.

Непонимание семьи и учеников

Очевидно, Марии, матери Иисуса было гораздо проще уверовать в мессианство своего Сына, потому что у нее было прямое откровение от Бога (Лк. 1:30-33). Но не так было с ее остальными сыновьями – братьями Иисуса Христа. Иоанн пишет: «Ибо и братья Его не веровали в Него» (Иоан.7:5).

Даже когда он делал и говорил то, что некоторым казалось абсурдным, Его ближние, желая соответствовать стандартам поведения своего времени, пытались «угомонить» Господа во время служения (Мар.3:21).

Когда Он говорил о Своих грядущих страданиях, Петр, вероятно, из-за привязанности к Христу, начал отговаривать Его. Но Иисус быстро распознает источник, и говорит: «отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мар.8:32-33).

Я думаю, для Иисуса такое непонимание со стороны близких людей было искушением. Внимательное изучение Евангелий показывает нам, как часто дьявол старался увести Иисуса Христа от Его предназначения, используя при этом как близких Ему людей, так и врагов.  

Провокационные вопросы фарисеев, книжников и саддукеев

Всякий раз, когда  Иисус Христос говорил обличающие речи в сторону своих оппонентов, «книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое, подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его» (Лук.11:53,54). Они ненавидели Христа, потому что в Его свете открывалась вся их тьма, которую они тщательно прятали за своей внешней религиозностью.

Посредством вопросов они хотели обвинить Его в неповиновении властям (Матф.22:17), неисполнении закона (Матф.22:35,36), требовали доказательства Его мессианства (Мар.8:11), и даже зацепили щепетильный вопрос развода (Мар.10:2).

Но всех их попытки провалились с крахом. Иисус прекрасно знал, что они искушают его (Мк.12:15). Каждый Его ответ ставил их в тупик, и знаменитые учителя закона в очередной раз проигрывали великому Учителю.

Подлость противников

Как мы уже говорили ранее, противники Христа старались находится везде, где присутствовал Иисус. Что-то они делали явно, а что-то исподтишка. Да и вообще, анализируя деятельность фарисеев и книжников по отношению к Иисусу Христу, слово «подлость» была их визитной карточкой.

Нередко они «...наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его» (Мар.3:2). Они так сильно ненавидели Христа, что нередко старались прекратить Его жизнь через побитие камнями или сбрасыванием со скалы. Но у них ничего не получалось. Они хотели схватить Его и судить по своим законам, но при этом понимали, что народ может взбунтоваться. Поэтому они решили действовать скрытно. И Иуда им в этом очень хорошо помог.

Их подлость Иисус Христос изобличает словами: «как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня» (Матф.26:55; Мк. 14:48-49).

Предательство учеников

Иисус знал с самого начала служения, кто в будущем будет Его предателем (Иоан.6:70,71; 13:38). И тем большее было испытанием для Него ежедневно преломлять хлеб с человеком, который самым циничным образом отдаст Его в руки врагов (Матф.26:47-49). Ну ладно там Иуда, с ним, подумаете вы, итак все понятно. Но и другие ученики также оставили Христа (Матф.26:56; Мк. 14:50). Они все бежали, когда воины схватили Христа.

Справедливости ради стоит заметить, что Петр вначале хотел оборонять Христа, а Марк некоторое время следовал за стражей, которая увела Христа. Но тот же Петр боясь смерти, трижды потом отрекся от Своего Господа (Мф. 26:69-75; Мк. 14:66-72).

Я думаю, окажись на месте учеников, мы бы повели себя подобным образом. Ну ладно, не все мы, но я точно бы так поступил. Это сейчас нам кажется, что мы такие герои и никогда бы не предали Христа. Кстати, Петру так же казалось, когда он в безопасности сидел и слушал поучения Христа. Но я думаю, что на то время ученики тогда еще не понимали значение слов Иисуса: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мар.8:34).

Издевательства воинов, осужденных и законников

Многие люди испытания Иисуса Христа ассоциируют именно с земными страданиями Господа. Но важно понимать, что Его страдания – это часть нашего искупления. Да, они также являются испытанием для Христа, но как мы увидели выше, этим испытания не ограничивались в жизни Иисуса.

Тем не менее, Господь сильно страдал за наши грехи. Следующие слова я не могу даже спокойно прочитать: «И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему. Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его» (Мар.15:19,20). Лично мне больно осознавать, что Христос сделал ради моего спасения. Его жертва обличает меня всякий раз, когда я грешу.

И вот когда Он висел на кресте «разбойники, распятые с Ним, поносили Его» (Матф.27:44). И это еще не все. Фарисеи у подножья креста продолжали злословить Его и издеваться над страданиями Христа (Мар.15:29).

Итак, мы с вами кратко рассмотрели те испытания и искушения с которыми соприкасался Иисус Христос. Теперь мы лучше понимаем, что означает фраза: «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр.2:18).

Если вы далее ожидаете прочитать о десяти способах как эффективно бороться с искушениями, тогда спешу вас разочаровать. Ничего подобного вы не найдете. Борьба с искушениями – это, с одной стороны, личное дело каждого верующего человека и победу над ними нельзя загнать в стандартные рамки; с другой стороны, это дело Господа, благодаря Которому мы можем сражаться с искушениями и проходить испытания в своей жизни.

И чтобы нам лучше это понять, давайте мы посмотрим, как Иисус боролся с искушениями и испытаниями?

- Не обращая внимания на отвержение и наговоры фарисеев и книжников, Иисус продолжал исполнять волю Божью (Матф.9:35). Даже когда на Него начали составлять заговор, Он «узнав, удалился оттуда» (Матф.12:14). Кто-кто, а Иисус мог хорошо с ними поговорить, но Господь хорошо понимал, когда нужно было говорить и защищаться, а когда нужно было просто оставить все и уйти. А когда в синедрионе Его начали допрашивать и предъявлять ложные обвинения, а именно это была одна из самых напряженных ситуаций, о Его реакции написано: «Иисус молчал» (Матф.26:63). «И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины» перед Пилатом и всем народом – «Он ничего не отвечал» (Матф.27:12; Мк. 15:4).

- Когда фарисеи задавали провокационные вопросы, Иисус в качестве аргумента своей правоты использовал Божье слово (Матф.15:3,4; 19:4; 22:31-32, 37-39). Результат очевиден: «И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его» (Матф.22:46). Кроме этого Он всегда давал мудрые ответы на их вопросы (Мф. 22:15-22). Поэтому мы видим, что использование Божьего слова является отличным средством как для профилактики от искушений, так и для борьбы с ними.

- Он много молился (Мф. 26:36), особенно во времена испытаний (Лук.22:44) и учил Своих последователей поступать по Его примеру: «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Матф.26:41). Петр Дейнека, известный отечественный служитель однажды сказал: «Много молитвы - много силы, мало молитвы – мало силы, нет молитвы – нет силы». Мне кажется, что мы падаем как раз по причине того, что мало молимся. А мало молимся не потому, что у нас нет времени, а потому, что не верим в силу молитвы. Да не будет с нами такого. Давайте будем сражаться и с этим искушением в нашей жизни.

- Иисус проявлял смиренное послушание воле Божьей. Когда Учителя схватили в Гефсиманском саду, у него была возможность вызвать легионы ангелов для Своей защиты (Мф. 26:53), но Он говорит: «как же сбудутся Писания, что так должно быть?» (Матф.26:54). Он стремился исполнить волю Божью во всех ее мелочах (Ин. 18:11). Когда «плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?» (Матф.26:67,68) наш Господь в смирении принимал побои и унижение.

- Когда Он сталкивался с ненужной популярностью, то использовал сверхъестественную власть и «строго запрещал им, чтобы не делали Его известным» (Мар.3:12; Лк. 8:56). Также Иисус старался делать Свои дела, когда людей было мало: «Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому...» (Мар.9:25). Понимая, как люди легко увлекаются чудесами, Христос старался балансировать Свое присутствие на публике.

Мы с вами увидели, что будучи человеком, Иисус претерпевал те же искушения, которые и мы с вами претерпеваем. И подражая примеру нашего Господа, давайте мы будем стараться бороться с своими искушениями.

Я уверен, что часть людей, которые читают эти слова, задаются вопросом: «Оно-то конечно все правильно, что ты пишешь, но все же, если Иисус дает помощь в прохождении испытаний и не позволяет верующим быть искушаемыми сверх сил, то почему многие все же искушаются и падают?»

Для ответа на этот вопрос я воспользуюсь следующими аргументами.

Во-первых, мы искушаемся и падаем не потому, что Иисус не дает нам силы пройти испытание, но из-за того, что являемся самоуверенными людьми. Например, в Писании есть следующие предостережения для верующих людей: остерегаться обогащения (1Тим.6:9) и быть исполнительными в супружеских обязанностях (1Кор.7:5). Павел учит, что халатное отношение к предостережениям является искушением для человека. Если он увлечется материализмом, он погрязнет в поклонении идолу под названием «любовь к деньгам». Равно если муж и жена будут уклоняться от совместного удовлетворения сексуальных потребностей, тогда они дадут место искушениям от сатаны.

Во-вторых, причиной падения является не Бог, а наше увлечение похотью. Иаков ясно пишет: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак.1:13-15). Таким образом, в своих грехах мы не можем винить никого, кроме нас самих. Да, нередко причиной греха могут быть обстоятельства и друзья. Но это лишь внешние причины. Внутренние же причины падения заключаются в нашей похоти. Поэтому давайте не будем «...искушать Христа...» (1Кор.10:9).

Но ободритесь, дорогие читатели! Помните о том, что «блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак.1:12). Переносить искушения реально. Никакое искушение не является больше, чем мы бы могли его перенести (1Кор.10:13). Во время очередного искушения помните, «Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1Иоан.4:4).

Кроме того, давайте мы будем помогать друг другу переносить испытания. Если вы видите, что кто-то падает – поддержите его (Гал.6:1). Не унывайте, но «наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: `ныне', чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом» (Евр.3:13).

Максим Король

Статьи
Сочетание религиозной ревности с борьбой за социально-политические преобразования можно охарактеризовать как «зелотство». Подобные настроения нередко проявлялись в разные века в христианстве, как, в общем-то, и в других религиях. В этой статье мы постараемся проследить проникновение зелотства в современную Церковь и его влияние на мировоззрение современных христиан.
В первых семи стихах Книги притчей описывается ее цель.
Работает на Cornerstone