ТеоБлогия>Характер Иисуса Христа: терпение по отношению к оппонентам
Максим Король

Характер Иисуса Христа: терпение по отношению к оппонентам

Характер Иисуса Христа: терпение по отношению к оппонентам

На протяжении земного служения у Иисуса Христа всегда была интеллектуальная оппозиция в виде религиозных людей: фарисеев, книжников и саддукеев. Куда бы Он не пошел и что бы не делал, везде были они – критики, которые не гнушались пользоваться самыми подлыми методами для того, чтобы унизить Иисуса перед людьми (Мф. 22:15, 18), представить Его самозванцем и никчемным человеком, Которому нельзя доверять (Мф. 19:3). Нередко они стремились схватить Иисуса во время служения (Мф. 21:46), но им это не удавалось. Наш Господь настолько мудро Себя вел в общении с оппонентами, что фарисеи поняли, нужно действовать радикальнее для того, чтобы Иисус замолчал (Мф.22:46, 26:3-4).

Благодаря евангелистам, у нас с вами есть детальная картина того, как оппоненты Иисуса Христа атаковали Его служение. Мне кажется, священнописатели умышленно оставили для следующих поколений столько свидетельств долготерпения Иисуса к Своим врагам. Бог – главный Автор Писания в Своем провидении побудил Матфея, Марка, Луку и Иоанна записать эти факты, потому что знал, что христиане не всегда будут правильно вести себя по отношению к идеологическим оппонентам. И пример терпения Иисуса Христа в общении с неприятелями, как нельзя лучше подходит для того, чтобы детальнее посмотреть на реакцию нашего Господа.

В чем же оппоненты регулярно обвиняли Иисуса?

  • в том, что Он игнорирует исполнение заповеди субботы (Мф. 12:1-21; Мк. 2:24; Лк. 6:7; Ин. 9:16);
  • в том, что Он пользуется дьявольской силой для изгнания бесов (Мф.12:24; Мк. 3:22, 30);
  • в том, что Он одержим бесами (Лк. 11:15; Ин. 8:48; 10:20);
  • в том, что Он богохульствует (Мф. 26:65; Мк. 2:7; 14:64; Лк. 5:21);
  • в том, что Он потакает грешникам (Мк. 2:16; Лк. 5:30; 7:34; 15:2);
  • в том, что Он непоследователен в убеждениях (Мк. 2:18).

Вы можете себе представить, что чувствовал наш Господь, когда слышал подобные обвинения в Свою сторону? Какие эмоции переполняли Его сердце, когда Он слышал такие абсурдные выводы о Своем служении? Увы, нам сложно представить, о чем думал Иисус Христос, но к счастью, мы видим Его реакцию: терпение. 

Но это еще не все. Давайте мы прочитаем, какие действия оппоненты использовали против Иисуса Христа:

  • они намеренно искажали Его слова (Мф. 26:61; Мк. 14:56-59; Лк. 23:2);
  • они регулярно составляли разные заговоры против Христа (Мк. 3:6; 11:18; 12:12; Лк. 6:11; 19:47; Ин. 7:32, 44);
  • они постоянно искушали Его посредством задавания различных вопросов (Мк.8:11; 10:2; 12:13,18; Лк. 11:16, 53-54; Ин. 8:6);
  • они высмеивали Его поучения (Лк. 16:14);
  • они злословили Его (Лк. 23:39);
  • они намеревались убить Его (Лк. 4:29-30; Ин. 5:16, 18; 8:59; 10:31);
  • они препятствовали славословию в адрес Иисуса Христа (Лк. 19:37-40);
  • они плевали в Него и били по щекам (Мф. 26:67; Мк. 14:65);
  • они насмехались над Ним во время страданий (Мф. 26:67; 27:41-42; Лк. 23:11).

Внимательно читая этот список, христиане не могут не восхищаться терпением Иисуса Христа. Он кротко и смиренно переносил все наговоры религиозных авторитетов. Люди, которые отцеживали комара, но проглатывали верблюда (Мф. 23:24), дерзнули противостоять истинному Учителю. Какая стойкость и выдержка со стороны нашего Господа! Непоколебимость духа! Воистину, сохранять спокойствие во время такого эмоционального штурма – это совершенный пример для каждого последователя Иисуса Христа.

Мог ли Иисус в одно мгновение уничтожить всех своих оппонентов? Безусловно мог! Его ученики это прекрасно понимали и в свое время они предложили низвести на землю огонь для того, чтобы уничтожить врагов Евангелия (Лк. 9:54). Но Иисус запретил им это делать. Его терпение было прежде всего обусловлено Его характером и целью прихода на землю. Так и мы в своей жизни должны руководствоваться Божьей волей, которая состоит в преображении в образ Иисуса Христа.

Мы очень часто в своих духовных амбициях напоминаем ранних учеников Иисуса Христа. Нередко мы низвергаем на своих оппонентов огненные комментарии в социальной сети. Будучи страстными в защите евангельских истин, мы строим свою защиту плотскими методами: гневом, раздражением, нетерпением выслушать оппонента.

Давайте мы с вами посмотрим, как проявлялось терпение Иисуса Христа:

  • Он терпеливо выслушивал своих оппонентов (Мф. 22:23-28);
  • Он правильно понимал их точку зрения (Мф. 9:11);
  • Он анализировал их действия и распознавал мотивы (Лк. 20:23);
  • Он без грубости и с мудростью отвечал на претензии и вопросы (Мк. 12:32);
  • Временами он попросту молчал (Матф.27:12).

Когда я составлял этот список, я был потрясен терпению Иисуса Христа. Анализируя свое отношение к оппонентам, я в сокрушении сердца признавал, как часто я допускаю плоти руководить моими выводами и словами. 

Иногда мы поступаем лукаво по отношению к своим оппонентам. Вместо долготерпения и воздержания, мы употребляем грубые слова, оправдывая это тем, что так поступал Иисус Христос. Но такое происходит из-за элементарного незнания жизни Иисуса Христа, которую для нас оставили евангелисты. Даже при поверхностном взгляде на поведение Господа мы можем заметить, что большую часть Своего служения Иисус Христос вел Себя кротко и долготерпеливо по отношению к оппонентам. И когда современные христиане оправдывают свою невоздержанность теми несколькими примерами, когда Иисус разгоняет торговцев в храме (Мф. 21:12-13) или когда нелицеприятно отзывается о них (Мф. 12:39), то создается впечатление, что ради оправдания своего поведения такие верующие сознательно не замечают множества ситуаций, где Иисус Христос вел Себя терпеливо и снисходительно к оппонентам (Матф.27:12). Я думаю, так происходит, потому что человеку легче оправдать свой гнев и раздражение, чем признать их негативное влияние. Нет никакой борьбы с плотскими наклонностями сердца. Но те христиане, которые глубоко понимают порочность своей души (Мф. 15:19), стремятся распознать лукавость сердца и своим поведением подражать Иисусу Христу. Это нелегко, но это правильный путь. Это путь нашего Господа!

Апостол Петр в свое время написал замечательные слова-наставления христианам, которые готовы защищать свои убеждения:

«Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет.3:15).

Обратите внимание не только на первую часть отрывка (нам обычно свойственно именно так поступать), но и на характер нашего ответа: он должен быть кротким и благоговенным.

Что значит дать ответ с кротостью и благоговением?

  • это ответ в котором нет ни доли превозношения над своим оппонентом;
  • это ответ, который направлен на прославление Бога, а не человека;
  • это ответ, в котором нет лукавства и хитрости;
  • это ответ, который исключает грубость и хамство;
  • это ответ, в котором истина не загрязняется ругательствами.

Мы нередко проигрываем в том, чтобы с правильным состоянием сердца реагировать на поведение оппонента. И даже если внешне мы в дискуссии выглядим достойно, наши мотивы и мысли отображают настоящее отношение к человеку. Писание же учит нас, что у верующего человека есть сила Духа Святого, которая проявляется через дары и плоды. Известно, что такие плоды как кротость, воздержание и долготерпение являются неотъемлемыми качествами, когда нам нужно правильно отреагировать на нехристианское поведение оппонентов.

Не стесняйтесь проявлять плоды Духа. Не пренебрегайте примером Иисуса Христа. Пусть в наших словах и делах на всяком месте будет прославлен Бог!

Максим  Король

Статьи
Сочетание религиозной ревности с борьбой за социально-политические преобразования можно охарактеризовать как «зелотство». Подобные настроения нередко проявлялись в разные века в христианстве, как, в общем-то, и в других религиях. В этой статье мы постараемся проследить проникновение зелотства в современную Церковь и его влияние на мировоззрение современных христиан.
В первых семи стихах Книги притчей описывается ее цель.
Работает на Cornerstone