ТеоБлогия>Воспитание от родителей, а спасение от Господа!
Максим Король

Воспитание от родителей, а спасение от Господа!

Воспитание от родителей, а спасение от Господа!

В свое время я был страстно убежден в том, что если дети верующих родителей ведут нехристианский образ жизни, значит в этом виноваты их родители. Такой взгляд у меня сформировался благодаря бесчисленным проповедям, которые я слышал по этой теме.

В основном проповедники акцентировали внимание на том, как родителям важно воспитывать своих детей в учении Господнем. И если родители будут правильно воспитывать своих детей, то последние будут более отзывчивыми на призыв Божий в отличие от тех детей, которые никогда не слышали о Боге.

Не то, чтобы эти проповедники считали, что спасение в большей части зависит воспитания. Конечно, они неоднократно говорили, что только Бог спасает. Но при этом на воспитании детей делался особый акцент, что поневоле создавалось впечатление, что воспитание способствует обязательному спасению.

Так меня учили. И так я думал много лет. Переосмысление пришло благодаря изучению Писания. Именно в нем я увидел, что не всегда дети верующих родителей ведут благочестивый образ жизни подобно своим родителям. В качестве примера давайте мы кратко посмотрим на жизнь Манассии.

Манассия был сыном Езекии (4 Цар. 20:21), который в двенадцатилетнем возрасте воцарился после смерти своего отца (4 Цар. 21:1). Жизнь царя Манассии показывает нам, как грех может прочно засесть в сердце ребенка, у которого был благочестивый отец. Даже наличие богобоязненного отца не является гарантией того, что ребенок будет поступать по примеру своего родителя.

Нам не известно, сколько лет было Манассии, когда Езекия устроил масштабную чистку от идолопоклонства в народе. Но несомненно, молодой царь слышал о том, что его отец отменил места поклонения идолам и истребил медного змея, с которого евреи сделали культ для поклонения (4 Цар. 18:3-4). Ему также из летописей было известно, что Езекия уповал на Бога Израиля, «не отступал от Него и соблюдал заповеди Его» (4 Цар. 18:5а, 6). Автором четвертой книги Царств дается очень высокая характеристика этому царю: «и такого, как он, не бывало между всеми царями Иудейскими и после него и прежде него» (4 Цар. 18:5б).

К сожалению, Манассия не был таким. Получив большую власть, он берет пример со своего отца только в одном – в страстном желании трудиться. Только его страсть направлена не на прославление Бога, а на возвеличивание дьявола. Посмотрите, что написано о деяниях Манассии:

И делал он неугодное в очах Господних, [подражая] мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых. И снова устроил высоты, которые уничтожил отец его Езекия, и поставил жертвенники Ваалу, и сделал дубраву, как сделал Ахав, царь Израильский; и поклонялся всему воинству небесному, и служил ему. И соорудил жертвенники в доме Господнем, о котором сказал Господь: "в Иерусалиме положу имя Мое". И соорудил жертвенники всему воинству небесному на обоих дворах дома Господня, и провел сына своего чрез огонь, и гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников; много сделал неугодного в очах Господа, чтобы прогневать Его. И поставил истукан Астарты <…> и совратил их Манассия до того, что они поступали хуже тех народов, которых истребил Господь от лица сынов Израилевых. Еще же пролил Манассия и весьма много невинной крови, так что наполнил [ею] Иерусалим от края до края, сверх своего греха, что он завлек Иуду в грех - делать неугодное в очах Господних (4 Цар. 21:2-7а, 9, 16).

Поразительно, сколько усилий предпринимал Манассия для того, чтобы прогневить Бога. Такое количество греховных дел занимает почетное место в списке дьявола касательно своих любимцев. Мы видим, что Манассия ревностно поклонялся дьяволу. Уоррен Уирсби пишет, что «Манассия стал самым грешным царем в истории Иудеи, грешным настолько, что его считают виновным в падении южного царства (4 Цар. 24:3; Иер. 15:1-4)».[i] Он методично проводил все изменения в религиозной политике своего отца. Вначале он восстановил все жертвенники идолам, потом посвятил своих сыновей этим же идолам (2Пар.33:6), а после и привлек весь народ к идолопоклонству (2 Пар. 33:9).

Неудивительно, что позже сын Манассии Аммон вел такой же нечестивый образ жизни, как и его отец:

И воцарился Аммон, сын его, вместо него. Двадцати двух лет был Аммон, когда воцарился, и два года царствовал в Иерусалиме <…> И делал он неугодное в очах Господних так, как делал Манассия, отец его; и ходил тою же точно дорогою, которою ходил отец его, и служил идолам, которым служил отец его, и поклонялся им, и оставил Господа Бога отцов своих, не ходил путем Господним» (4 Цар. 21:20-22).

Что может быть хуже для родителей, чем после себя оставить детей, которые своей жизнью будут попирать все Божьи уставы? Езекия об этом так и не узнал. Манассия же своими действиями делал все возможное, чтобы его сын пошел по его стопам. Любовь к идолам была заложена в ребенке с самого детства.

К счастью, история с Манассией на этом не заканчивается. Автор второй книги Паралипоменон показывает нам Божье милосердие, которое было проявлено идолопоклоннику царю. После того, как ассирийцы пленили Манассию (2 Пар. 33:11), он осознал свои ошибки, «и в тесноте своей он стал умолять лице Господа Бога своего и глубоко смирился пред Богом отцов своих» (2 Пар. 33:12). Бог принял его покаяние: «…и [Бог] преклонился к нему и услышал моление его, и возвратил его в Иерусалим на царство его. И узнал Манассия, что Господь есть Бог» (2 Пар. 33:13).

Если раньше Манассия со всей страстью восстанавливал поклонение идолам, то теперь с еще большим усилием, он начал разрушать жертвенники идолам. Плоды его покаяния проявились сразу же по возвращению в Иерусалим:

…и низверг чужеземных богов и идола из дома Господня, и все капища, которые соорудил на горе дома Господня и в Иерусалиме, и выбросил их за город. И восстановил жертвенник Господень и принес на нем жертвы мирные и хвалебные, и сказал Иудеям, чтобы они служили Господу Богу Израилеву (2 Пар. 33:15-16).

Самое время сейчас воздать славу Богу, Который не отворачивается от человека, признающего свою греховность. Воистину наш Бог «…человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный…» (Исх. 34:6)!

История с Манассией учит нас сохранять верность Богу во всех обстоятельствах жизни. Учитывая, что у него был благочестивый отец - Езекия, мы можем предположить, что тот воспитывал своего сына в страхе Божьем. Но на Манассию не произвело никакого впечатления рассказы отца. Он начал поклоняться идолам. И в первой половине своей жизни он был неверен Богу.

Также мы видим проявление Божьего гнева, милости и благодати по отношению к провинившемуся царю. Это показывает нам, что никогда не поздно раскаяться перед Богом за свои грехи.

И последнее, пример родителей влияет на детей. Несмотря на то, что Манассия покаялся в своих грехах и восстановил поклонение истинному Богу, сознанию его сына Амона был нанесен непоправимый ущерб. Амон с раннего детства помнил негативный пример своего отца. Поэтому о нем написано: «И не смирился пред лицем Господним, как смирился Манассия, отец его; напротив, Амон умножил [свои] грехи» (2 Пар. 33:23).

Воспитание воспитанием, а спасение от Господа!

Максим  Король

 

[i] Уирсби, Бытие - 2Паралипоменон, 979.

Статьи
Сочетание религиозной ревности с борьбой за социально-политические преобразования можно охарактеризовать как «зелотство». Подобные настроения нередко проявлялись в разные века в христианстве, как, в общем-то, и в других религиях. В этой статье мы постараемся проследить проникновение зелотства в современную Церковь и его влияние на мировоззрение современных христиан.
В первых семи стихах Книги притчей описывается ее цель.
Работает на Cornerstone