Николай Лелиовский для Тео(Б)логия
Последняя третья часть проповеди на равном месте (Лк. 6:37-49) продолжает мысли, высказанные ранее. В 36 ст. Христос призывает нас подражать милосердному характеру нашего Отца. В ст. 37 Он велит нам перестать осуждать других.
37 Не судите, и не будете судимы;
не осуждайте,
и не будете осуждены;
прощайте, и прощены будете.
38 давайте, и дастся вам:
мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною
отсыплют вам в лоно ваше;
ибо, какою мерою мерите,
такою же отмерится и вам.
Фраза «Не судите, и не будете судимы» фактически стала крылатой и очень часто вырывается из контекста, людьми, пренебрегающими наставлением и обличением, и не желающими исправиться. Однако речь, конечно же, идет не о том, что верующие не должны в кротости и любви обличать и исправлять согрешающих и неблагоразумных братьев и сестер. Это видно из следующей фразы, уточняющей смысл предыдущей: «не осуждайте, и не будете осуждены». То, что называется здесь греховным представляет собой критических дух, проявляющийся в беспричинной придирчивости к людям. Когда мы обличаем их, не будучи движимы любовью и желанием помочь, но небрежно унижаем других, нередко для того, чтобы возвысить на их фоне себя.
Писание поощряет нас помогать друг другу, в любви указывая на то, где мы должны исправиться.
За двумя запретами следует два повеления: «прощайте, и прощены будете; 38 давайте, и дастся вам», которые также предают повелению не осуждайте более конкретный смысл.
Прощение, как мы уже видели ранее, является характерным признаком христианской веры и неотъемлемым компонентом любви. Наивысшим примером прощения является наш Господь и Бог, простивший нас во Христе.
Следовательно, вместо того, чтобы отвечать злом на зло, обидой на обиду, осуждением на осуждение, христиане призваны творить добро, не быть высокомерными критиканами и милостиво прощать других людей.
Помимо этого, как мы также заметили в прошлый раз, христианская вера и любовь невозможны без духа щедрости: «38 давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам». Образ используемый здесь Христом применим к зерну, которое насыпают щедро, утрясают, чтобы в сосуде не оставалось пустых мест, нагнетают или толкают вниз, чтобы в него поместилось больше, так, что в итоге зерно переполняет сосуд и вы получаете больше, чем можете вместить.
Каждому из этих четырёх повелений соответствует обещание: «не будете судимы; не будете осуждены; прощены будете; и дастся вам». Эти обещания относятся не поведению людей, но к поведению Бога. Все это указывает на то, что «мы не должны ожидать того, что Бог будет поступать с нами так, как мы не готовы поступать с другими».[1]
[1] Garland, Luke, 285.