Николай Лелиовский для Alex-Pro-1
Продолжая рассматривать учение Христа в проповеди на ровном месте давайте перейдём к принципам, которыми должны руководствоваться ученики Христа в проявлении радикальной любви, о которой он говорит в этом тексте.
В 6:30-31 мы находим два таких принципа: (1) отдавать не ожидая возврата (6:30); (2) поступать с другими, так как мы хотим, чтобы поступали с нами (6:31).
30 Всякому, просящему у тебя, давай,
и от взявшего твое не требуй назад.
Очевидно, что слова «всякому, просящему» являются преувеличением для риторического эффекта, подчеркивающим то отношение, с которым мы должны относиться к людям, ввиду того, что в Писании мы находим исключения из этого правила (к примеру, 2 Фес. 3:6-13).[1] Просящему (греч. αἰτοῦντι) включает в себя также и просящему в долг, а не только просящему милостыни.[2]
В очередной раз мы видим как Писание учит тому, что щедрость является одним из характерных и неотъемлемых признаков любви.[3]
Насколько буквально мы должны отнестись к словам Христа? Мы уже говорили о том, что Христос использует гиперболы для того, чтобы ещё выразительнее донести до своих слушателей радикальность любви, о которой он говорит. Любви, которая не прикидывает цену, и не ориентируется на награду.
Однако Писание обещает, что благодетелю воздаться третьей стороной, источником всех благих даром, Самим Богом.[4] Такую жизнь вопреки мирским ценностям и интересам можно действительно назвать «быть безумным Христа ради» (1 Кор. 4:10).[5]
31 И как хотите, чтобы с вами поступали люди,
так и вы поступайте с ними.
Формы золотого правила (не делай другим, того, чего не хочешь, чтобы делали с тобой) встречаются в еврейских апокрифах и Талмуде (Хиллель b. šabb. 31a), однако, такая постановка вопроса позволяет священнику и левиту пройти мимо попавшего в беду человека (Лк. 10:25-37) и дают возможность богачу игнорировать Лазаря.[6] Золотое правило учит нас тому, что христианская любовь, выражающаяся в делании добра, не должна зависеть ни от обстоятельств, ни от поведения других людей.[7]