ТеоБлогия>Наблюдения о проповеди Христа на "ровном месте" (Лк. 6) - Часть 2
 

Наблюдения о проповеди Христа на "ровном месте" (Лк. 6) - Часть 2

 

В предыдущем постинге мы начали говорить о проповеди на ровном месте из Ев. от Луки 8 и остановились на обетованиях блаженства.

Блаженны – в НЗ «означает исключительно религиозную радость, связанную с тем, что спасенный человек имеет надежду на Царство Божие».[1] Речь идет о счастье, независящем от внешних обстоятельств.[2]

Нищие. В отличие от Мф., Лука не даёт нам понять однозначно и недвусмысленно, идет ли речь о духовной нищете или экономической. Если речь, как и в Мф. идет о нищих духом, то это следует понимать в смысле смирения перед Богом (см. Пс. 39:18; 85:1; 108:22 «я беден и нищ, и сердце мое уязвлено во мне»). Однако в Луки, скорее всего, отсутствует духовный элемент этого описания, иначе трудно понять его противопоставление с богатыми, пресыщенными, смеющимися и хвалимыми людьми, а также наставлениях касательно дачи денег взаймы.

Материальная нищета нередко является поводом к большему упованию на Бога, и праведные люди всегда, в большинстве своём, находились в более экономически невыгодном положении.

Таким образом, Христос описывает людей, обменявших материальное богатство, на духовное, тех, кто не стремится удержать материальные блага, в ущерб своей душе.

«А мирская философия утверждает как раз обратное: вещи приносят счастье. Чем больше вещей, тем больше счастья; чем больше достижений, тем яснее смысл жизни; чем больше активности, тем больше получаемое удовлетворение… Следует отметить и обратное: духовные истины не могут удовлетворить материальных нужд. Если человек голоден, ему нужна пища, а не лекция о милости. Если человеку плохо, ему нужно вызвать врача, а не философа-моралиста. Истинная духовная забота о таких людях будет выражаться в первую очередь в восполнении их физических потребностей».[3]

В Деяниях мы видим, что верующие берут на себя заботу о нуждах других христиан.

Второе обетование ст. 21а

21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь

Бедность сопровождалась голодом, и слово ныне подчеркивает насущность существовавшей проблемы. Однако испытываемый в настоящее время голод не был поводом для сетования. Бог обещает, что они будут насыщены. В Псалмах мы встречаем намеки на эсхатологический банкет 106:3-9; 131:15; 145:7; Ис. 55:1-2; 25:6

Третье обетование ст. 21б

«Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь».

Те, кто продолжают одухотворять эти слова, считают, что речь идет о плачущих в знак покаяния в своём грехе, но речь идет не о б этом, а о жизни наполненной страданий. В ВЗ плачущими часто изображены те, кто переживал несправедливость, гонения, насмешки из-за своей надежды на Господа.[4]

Четвертое обетование ст. 22

22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. 23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Христос обещал Своим ученикам, что их ждут гонения за Его Имя. Ин. 15:20 «Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас». Христос обещает не только гонения, но и награду и радость, испытываемую в этом мире! Деян. 5:40-41 «Они послушались его; и, призвав Апостолов, били их и, запретив им говорить о имени Иисуса, отпустили их. Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие».

 

[1] Hauck, “μακάριος,” TDNT, 4:367.

[2] Garland, Luke, 275.

[3] Мак-Артур, Матфея 1-7, 164.

[4] Darrell L. Bock, Luke: 1:1–9:50, 576.

Статьи
Сочетание религиозной ревности с борьбой за социально-политические преобразования можно охарактеризовать как «зелотство». Подобные настроения нередко проявлялись в разные века в христианстве, как, в общем-то, и в других религиях. В этой статье мы постараемся проследить проникновение зелотства в современную Церковь и его влияние на мировоззрение современных христиан.
В первых семи стихах Книги притчей описывается ее цель.
Работает на Cornerstone