Однако настоящее возрождение малых групп произошло уже после Реформации и было связано в первую очередь с именем Филиппа Шпенера (1635–1705), которого называют «отцом пиетизма». Заботясь об укреплении духовной жизни и благочестия верующих, он организовал в своем приходе во Франкфурте так называемые collegia pietatis (лат. «общества благочестия») – малые группы, в которых пасторы и прихожане собирались вместе для изучения Библии и молитвы[1]. Эту идею он впервые предложил в проповеди в 1669 г. и затем воплотил в жизнь в 1670-м[2]. Первая группа начала собираться у него дома. Хотя ее посещали и мужчины, и женщины, они сидели раздельно, и только мужчинам позволялось участвовать в дискуссии[3]. Собрание открывалось молитвой, и затем обсуждали либо предыдущую воскресную проповедь, либо отрывки из назидательных книг[4]. Шпенер рассматривал эти маленькие собрания как домашние церкви, или «церкви внутри церкви»[5], однако он не собирался отделяться от других верующих. «Общества благочестия» предназначались не для фарисейского отделения «истинных» христиан от неистинных, а для распространения учения о духовном рождении, а также для укрепления опыта живой веры и святой жизни[6].
Позднее Шпенер изложил эти идеи в популярной форме в трактате Pia Desideria («Благие пожелания»)[7], который был опубликован в 1675 году. Будучи лютеранским пастором, он призывал церковь продолжить начатую Лютером Реформацию, но теперь уже не в сфере доктрин, а в сфере практической жизни. По его мнению, реформы должны сфокусироваться на следующих шести моментах[8]:
[1] Norton M. Spener, Philipp Jakob // Who’s Who in Christian history / Ed. J. D. Douglas and Philip W. Comfort. Wheaton, IL: Tyndale House, 1992. P. 634.
[2] Pierard R. The Christian Quest For A Usable Past // Journal of the Evangelical Theological Society. № 29/1. 1986. P. 5.
[3] Ibid.
[4] Ibid.
[5] Norton. Spener, Philipp Jakob. P. 634.
[6] Pierard. The Christian Quest For A Usable Past. P. 6.
[7] Это короткий вариант названия. Полное название звучало так: «Благие стремления к богоугодной реформе истинной евангельской церкви вкупе с несколькими простыми христианскими предложениями для достижения этой цели». Трактат претерпел четыре переиздания и разошелся немыслимым для тех времен тиражом в 80 тысяч экземпляров, оказав таким образом большое влияние на всю немецкую церковь (Mulholland K. From Luther to Carey: Pietism and the Modern Missionary Movement // Bibliotheca Sacra. № 156. 1999. P. 91).
[8] Mulholland. From Luther to Carey… P. 92.