ТеоБлогия>Том Райт, оправдание и дела закона
 

Том Райт, оправдание и дела закона

Недавно в последнем альманахе "Кафедра" была опубликована моя статья, посвященная Новому взгляду на Апостола Павла и влиятельному исследователю Нового Завета Тому Райту. В этом постинге я решил поделиться с вами небольшой частью статьи.
Задумывались ли вы о том, как понимать библейское выражение "дела закона"?

Том Райт разделил по смыслу дела закона и добрые дела. Он утверждает, что дела закона – это не дела праведности и послушания Богу, а исполнение церемониального закона Ветхого Завета. Поэтому, когда Павел исключает дела закона из оправдания, он думает об исключительно Иудейских церемониях и обрядах. Райт пишет по этому поводу так: 

Павел обеспокоен не протопелагианской попыткой человека спасти себя посредством собственного нравственного потенциала, но иудейской попыткой определить Божий народ с точки зрения традиционных знаковых характеристик. В кумранских свитках содержится пример (один из немногих случаев использования выражения «дела закона» вне посланий Павла), в котором представлена аналогичная мысль относительно определения иудейской группы, отличающего ее от других групп. Представляя эту идею в карикатурном виде, как это иногда случается, в форме несущественных вопросов, относящихся всего лишь к соблюдению «приличных манер за столом» (законы о пище) или внешней обрядности (обрезание), исследователи идут в неправильном направлении. Если для иудеев первого столетия был очень важным и животрепещущим вопрос: «Когда и как наш Бог выполнит Свое обещание, освободит и оправдает нас? Кто будет Его верным народом, когда Он выполнит Свое обещание?» (вопрос о «Божьей праведности», согласно Четвертой книге Ездры), то вопрос верности (лояльности) символам иудейства, которые отличали иудеев от язычников, стал самым главным, самым важным.[1]

Согласно такому прочтению, Павла беспокоил национализм, а не законничество; эксклюзивизм, а не дела праведности; этноцентризм, а не послушание закону. Дела закона – это иудейские знаки отличия.

          Прежде всего, можно согласиться с тем, что Павла действительно беспокоил иудейский эксклюзивизм. И он действительно провозглашал единство Иудеев и язычников, которые стали одним народом во Христе Иисусе (Еф. 2:11 – 3:13). Однако нельзя ограничить дела закона только иудейскими отличительными знаками. Ведь даже в контексте послания к Римлянам можно увидеть, что Павла беспокоит не только несоблюдение язычниками церемониальных законов, но их нарушение морального закона. Фундаментальная проблема людей, показанная Павлом в послании к Римлянам – это греховность и непослушание Богу. Например, в первой главе Апостол не говорит о нарушении субботы или законов о чистой пище. Вместо этого он напоминает, что люди подвержены таким грехам как: блуд, обман, непочтение к родителям и клевета (Рим. 1: 26-32). Это предполагает, что человек виновен перед Богом за нарушение Божьих заповедей. Поэтому Павел утверждает, что «нет праведного ни одного» (Рим. 3:10). И далее в третьей главе Апостол снова обеспокоен не нарушением церемоний Ветхого Завета. Его беспокоят злые слова (ст. 13-14) и злые дела людей (ст. 15-17). Учитывая контекст послания к Римлянам, попытка Тома Райта объяснить «дела закона» только иудейскими отличительными знаками представляется неубедительной и неверной. 
          Тот же самый вопрос обсуждается в послании к Галатам, где выражение «дела закона» встречается шесть раз (Гал. 2:16; 3:2,5,10). Некоторые могут увидеть в этом послании намек на то, что Павел понимал дела закона как иудейские отличительные знаки. Ведь он сам приводит пример спора об участии в общей трапезе Иудеев и язычников (Гал. 2: 11-16). Петр вместе с другими Иудеями, по всей видимости, считали, что христианам из язычников нужно соблюдать законы о пище. Павел отвечает на это, утверждая, что «человек оправдывается не делами закона» (Гал. 2:16). 
          Том Райт здесь снова пытается разделить дела послушания от исполнения церемониального закона. Он пишет: 

Что же тогда означают те «дела закона», которые не дают «оправдания» в этом смысле слова? Здесь опять контекст позволяет дать ясный ответ. Это «жить по-иудейски» из Гал. 2:14, отделяясь от «грешников» из язычников Гал. 2:15. Иными словами, здесь ничего не говорится о «добрых делах», которые вызывают такой гнев у традиции Реформации. Речь идет о тех вещах, которые отделяют иудея от язычника…Такие дела вовсе не ведут к накоплению нравственных заслуг, они просто указывают на то, что человек принадлежит к народу Божьему, отделенному от всех прочих людей.[2]

Безусловно в послании к Галатам дела закона могут включать в себя соблюдение церемониального закона. Именно это пытались навязать оппоненты Павла христианами из язычников. Поэтому Павел несколько раз опровергает необходимость обрезания для вступления в новозаветный народ Божий (Гал. 2: 3-5; 5:2-6; 6:12-13). Однако в самом послании есть аргументы, указывающие на то, что Павел включает весь закон в его выражение «дела закона». В этом отношении, один из важнейших текстов в этом послании это Галатам 3: 10, где говорится, что «все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона». В данном случае, дела закона – это все что написано в книге закона, а не только церемонии и обряды, отличающие иудаизм. 
          Еще один текст послания Галатам подтверждает наше понимание дел закона у Павла. В Галатам 5: 3 Апостол учит, что тот, кто уповает на обрезание «должен исполнить весь закон». Для Павла невозможно разделить упование на обрезание и необходимость соблюдать весь закон ὅλον τὸν νόμον. Поэтому толкователь не может ограничить дела закона, которые не оправдывают человека перед Богом, только отличительными знаками иудаизма. Исполнение любой части закона не может быть основанием для оправдания, потому что в Божьих глазах приемлемо только совершенное послушание всему закону, а этого никто из грешных людей совершить неспособен. 
          Более того, в своих посланиях Павел часто использует слово «дела» в общем, а не только выражение «дела закона». Заметьте, что в четвертой главе Римлянам Павел приводит в пример Авраама, который оправдался перед Богом не делами (Рим. 4: 2). Очевидно, Павел использует здесь слово «делами» ἔργων в более широком смысле, подразумевая любые дела послушания. Ведь Авраам не жил в эпоху Моисеева закона. Именно поэтому далее Апостол противопоставляет оправдание делами и оправдание верой (Рим. 4:4). Он использует иллюстрацию работника, получающего воздаяние по долгу. Работник получает то, что он заслужил. Но Бог оправдывает «не делающего, но верующего» (Рим. 4:5), то есть не на основании дел, а по вере. Далее Павел обращается к жизни Давида, который также был оправдан «независимо от дел» (Рим. 4:6). Здесь читателю необходимо помнить, что проблема Давида не была связана с церемониальным законом, нарушением законов о пище или субботе. Павел цитирует Псалом 31, где Давид радуется прощению своих грехов. Поэтому, как минимум, речь идет о прелюбодеянии с Вирсавией и убийстве ее мужа Урии. Таким образом, для Павла ясно, что оправдание перед Богом не может быть основано ни на каких на делах. 

[1] Wright, N. T., Paul in Current Anglophone Scholarship, Expository Times, 2012, C. 4.

[2] Райт Н.Т. Божий суд: что нас ждет на самом деле согласно Библии. Москва: Эксмо, 2013. С. 186.

Статью можно прочитать полностью в последнем выпуске альманаха "Кафедра" №9.

 

Статьи
Сочетание религиозной ревности с борьбой за социально-политические преобразования можно охарактеризовать как «зелотство». Подобные настроения нередко проявлялись в разные века в христианстве, как, в общем-то, и в других религиях. В этой статье мы постараемся проследить проникновение зелотства в современную Церковь и его влияние на мировоззрение современных христиан.
В первых семи стихах Книги притчей описывается ее цель.
Работает на Cornerstone