КАК РАССПРАШИВАТЬ О ЖИЗНИ, ЧТОБЫ РАССКАЗЫВАТЬ О ХРИСТЕ?
На протяжении практически всего романа Эрнеста Хемингуэя «Старик и море» мы видим не только борьбу, но и дружеский диалог главного героя – Сантьяго с огромным марлином, которого он поймал:
…Только бы не путались мысли! Руки свое дело сделали, и лодка идет хорошо. Рот у рыбы закрыт, хвост она держит прямо, мы плывем с ней рядом, как братья”. В голове у него снова немножко помутилось, и он подумал: “А кто же кого везет домой - я ее или она меня? Если бы я тащил ее на буксире, все было бы ясно. Или если бы она лежала в лодке, потеряв все свое достоинство, все тоже было бы ясно. Но ведь мы плывем рядом, накрепко связанные друг с другом. Ну и пожалуйста, пусть она меня везет, если ей так нравится. Я ведь взял над нею верх только хитростью; она не замышляла против меня никакого зла.
(Эрнест Хемингуэй «Старик и море»)
В диалоге Сантьяго и марлина лейтмотивом, проходящим через весь роман Хемингуэя, есть одна существенная проблема – рыба молчит, говорит только старик. Зачастую именно так мы себе представляем процесс благовестия – мы будем говорить, а наши друзья, близкие или коллеги, будут нас внимательно слушать.
То есть мы видим основную цель благовестия в том, чтобы каким-то образом удержать внимание нашего собеседника достаточно долго для того, чтобы вывалить на него весь поток информации, что мы приготовили, а затем попросить его принять решение, готов он или нет довериться Богу. Более того, при таком подходе мы неминуемо воспринимаем всех людей совершенно одинаково. Мы практически не принимаем в расчёт то, насколько они восприимчивы к тому, что мы хотим им сказать. Не говоря уже о том, что мы просто не знаем, что происходит в их жизни.
Но нам не стоит принимать за данность то, что мы знаем, во что именно верят наши друзья или коллеги. Тем более нам не стоит думать, что мы знаем, кто или что сформировал их убеждения. Прежде, чем делиться тем, во что верим мы, нам стоит прислушаться, что ценят или считают важным наши друзья и коллеги. Становясь первооткрывателем, мы берём на себя инициативу в том, чтобы, задавая вопросы окружающим, понять, во что они верят, узнать, на каком этапе духовного пути находятся его друзья и коллеги. Эта роль помогает нам отточить навыки общения и оценить, насколько наши собеседники открыты к тому, чтобы узнать о Боге больше. Мы просто не отдаем себе отчет в том, что иногда лучший способ говорить – это слушать.
Когда Иисус отправился дальше, к Нему подбежал один человек, пал перед Ним на колени и спросил: «Благой Учитель, что мне делать, чтобы наследовать вечную жизнь?» «Почему ты называешь Меня благим?» – ответил Иисус. «Никто не благ, кроме одного Бога». Ты знаешь заповеди: «не убивай», «не нарушай супружескую верность», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не обманывай», «почитай отца и мать»». «Учитель», – сказал он, – «все это я соблюдаю еще с дней моей юности». Иисус, посмотрев на него, полюбил его и сказал: «Одного тебе не хватает. Пойди, продай все, что у тебя есть, и раздай деньги бедным, и тогда у тебя будет сокровище на небесах. Потом приходи и следуй за Мной. Услышав это, человек помрачнел и ушел опечаленный, потому что он владел большим имуществом. Оглядевшись вокруг, Иисус сказал ученикам: «Как трудно богатым войти в Божье Царство!»
(Евангелие от Марка 10:17-23)
ДЕСЯТИСЕКУНДНАЯ ПРОПОВЕДЬ
Когда речь заходит о Боге, мы часто подходим к Нему довольно формально. Мы всё время стремимся вывести какую-то рабочую формулу деловых отношений, в которых мы точно знаем, какой минимум мы должны дать Богу, чтобы Он удовлетворился и наконец-то впустил нас обратно в рай. Сколько раз нужно молиться? Какой процент денег жертвовать? Как часто ходить в церковь? И так далее. Не мы первые и не мы последние, кто задаётся такими вопросами. Вот и богатый юноша, пришедший ко Христу, хотел узнать, что именно ещё нужно сделать, чтобы быть уверенным в том, что заветный билет в рай у тебя в руках.
Но Бог жаждет большего, чем просто выполнение Его требований, поскольку стандарты Его так высоки, что ни один из нас не сможет выполнить их все. Ведь эти требования включают в себя не просто выполнение определённых задач, но и изменение нашей мотивации, нашего сердца, всей нашей жизни. Вот почему богатому юноше Иисус отвечает: «Продай всё, что ты имеешь. Раздай нищим. И вот тогда ты будешь уверен, что рай принадлежит тебе». Слыша эти слова, мы неминуемо примеряем их на себя. Смогу ли я продать свою квартиру, машину, дачу и телефон, чтобы раздать деньги тем, кто нуждается в них сейчас? Смогу ли я опустошить мой банковский счёт, чтобы помочь нуждающимся? И ответ чаще всего пугает нас, поскольку мы не готовы к столь резким движениям в жизни. Что же это означает? Что мы не войдём в рай?
Дело, конечно же, не в деньгах. Ведь в другом отрывке Иисус хвалит бывшего сборщика налогов, когда тот раздал лишь половину своего имения (см. Евангелие от Луки 19:1-10). А значит, что смысл слов Христа не в количестве денег, что мы Ему жертвуем. Он гораздо глубже, как глубже и смысл Его жертвы. Ведь Иисус пришёл не только для того, чтобы умереть за нас. Он пришёл, чтобы прожить жизнь за нас. Это мы всё также примеряем формулу даже к Радостной вести – Иисус умер за наши грехи, доверившись Ему, мы обретём жизнь вечную. Если это всё, что Иисус сделал, то тогда Бог мог бы прийти лишь для этого. Не было смысла рождаться младенцем, как не было нужды в проповеди, в общении с учениками, в чудесах исцеления и многом другом. Если всё сводится лишь к смерти, одной смерти Иисуса было бы достаточно.
Однако Христос хотел большего. Он хотел, чтобы мы знали, что Он, Создатель вселенной, знает нас. Бог близок нам, потому что Он знает, каково это – быть ребёнком. Он помнит те игры, в которые играют дети из века в век. Он тоже, скорей всего, играл в прятки. Он знает чувства юноши. Ему знакомы голод и холод. Он вкусил радость и счастье. Он всё пережил и всё испытал, чтобы мы знали, что Святой и Благой Бог стал Близким и таким Родным Богом. Нет ни одного мгновения нашей жизни, которое не было бы знаком Ему. Бог не просто умирает за нас. Иисус точно знал, за кого именно Он умирал. Готовы ли мы узнать того Бога, кто столь близко знает нас?
ПРИМЕНЕНИЕ
- Мы уже начали молиться за наших друзей, целенаправленно размышляя о том, как мы можем узнать их лучше. Мы готовы использовать даже разговоры о фильмах или сериалах, чтобы помочь им увидеть Радостную весть Христа. И теперь самое время узнать наших друзей получше.
- Приучите себя к тому, чтобы прислушиваться к окружающим, обращая внимание на фразы, которые могут открыть двери для Евангелия, и задавая вопросы, которые помогут раскрыть их внутренний мир.
Алан Нобл в своей книге «Благовестие, выводящее из равновесия» напоминает важную истину, когда он говорит о том, что мы не изобретаем и не придумываем искусственно какие-то намёки на существование Бога, которых на самом деле нет в мире. Мы, скорее, открываем и показываем их нашим собеседникам, которые, конечно же, хотят обрести смысл жизни. В частности, он пишет:
Мы жаждем прочувствовать что-то в жизни настолько глубоко, чтобы убедиться хотя бы на мгновение, что наша жизнь важна… Наше призвание не в том, чтобы придумать намёки на Бога в нашей жизни, но чтобы открыть их, показав те, что уже обязательно есть.
(Алан Нобл «Благовестие, выводящее из равновесия»)
Наши богослужении проходят в Кафедральном Соборе святых Петра и Павла (метро «Китай-город», Старосадский переулок 7/10) в воскресенье в 15:00. Даже, если вы не можете присутствовать лично, вы всегда можете прославить Господа вместе с нами, включив прямой эфир на нашем сайте или канале в YouTube. Подписывайтесь на наш канал и подкасты общины.
Конспект проповеди, материалы домашних дискуссионных групп, а также презентацию к ней можно скачать здесь. Или воспользоваться приложением YouVersion, чтобы в нём использовать электронный бюллетень сегодняшнего богослужения.