[ПРОВЕРКА НА ПРОЧНОСТЬ 003] Лишь во Христе я обретаю свою счастье
Вера, доказательства и убеждения

[ПРОВЕРКА НА ПРОЧНОСТЬ 003] Лишь во Христе я обретаю свою счастье

КАК НАЙТИ СВОЁ СЧАСТЬЕ?

Лев Николаевич Толстой был удивительно успешным человеком, который вкусил, пожалуй, всё, что только мог кто-либо желать. В молодости, будучи офицером-артиллеристом, Толстой участвовал как в Кавказской кампании, так и в обороне Севастополя во время Крымской войны. За Кавказскую кампанию Толстой мог бы получить георгиевский крест, но решил отдать его простому солдату, с которым служил вместе. Он прекрасно понимал, что эта награда может существенно изменить жизнь его боевого товарища. В Крымскую войну Толстой оставался в Севастополе на протяжении всей осады. Долгое время служил в четвёртом бастионе, подвергавшимся особенно ожесточённым атакам. Он прошёл войну и выжил. И это уже было бы счастьем для многих.

Будучи представителем знатного рода, граф Толстой был довольно состоятельным человеком, которому не нужно было заботиться о том, чтобы зарабатывать себе на жизнь. На протяжении всей своей жизни он был богат. Но Лев Николаевич ещё и посвятил себя литературе, снискав на этом поприще необычайный успех и славу. Не то, чтобы Толстой не отдавал себе отчёт в том, насколько он был благословен. В своей «Исповеди» он довольно откровенно пишет, что к возрасту 50-ти лет в его жизни было наверное всё, о чём кто-либо мог бы мечтать. И при этом Толстому необходимо было прикладывать усилия, чтобы не покончить жизнь самоубийством.

Жизнь мне опостылела – какая-то непреодолимая сила влекла меня к тому, чтобы как-нибудь избавиться от нее. Нельзя сказать, чтоб я хотел убить себя. Сила, которая влекла меня прочь от жизни, была сильнее, полнее, общее хотенья. Это была сила, подобная прежнему стремлению жизни, только в обратном отношении. Я всеми силами стремился прочь от жизни. Мысль о самоубийстве пришла мне так же естественно, как прежде приходили мысли об улучшении жизни. Мысль эта была так соблазнительна, что я должен был употреблять против себя хитрости, чтобы не привести ее слишком поспешно в исполнение... Я сам не знал, чего я хочу: я боялся жизни, стремился прочь от нее и между тем чего-то еще надеялся от нее.

И это сделалось со мной в то время, когда со всех сторон было у меня то, что считается совершенным счастьем: это было тогда, когда мне не было пятидесяти лет. У меня была добрая, любящая и любимая жена, хорошие дети, большое имение, которое без труда с моей стороны росло и увеличивалось. Я был уважаем близкими и знакомыми, больше чем когда-нибудь прежде был восхваляем чужими и мог считать, что я имею известность, без особенного самообольщения. При этом я не только не был телесно или духовно нездоров, но, напротив, пользовался силой и духовной и телесной, какую я редко встречал в своих сверстниках: телесно я мог работать на покосах, не отставая от мужиков; умственно я мог работать по восьми-десяти часов подряд, не испытывая от такого напряжения никаких последствий. И в таком положении я пришел к тому, что не мог жить и, боясь смерти, должен был употреблять хитрости против себя, чтобы не лишить себя жизни.

(Лев Николаевич Толстой «Исповедь»)

Обратите внимание не просто на искренность Толстого, но на то, как он перечисляет все те вещи, что принято ассоциировать со счастливой жизнью – семейное счастье, успех, финансовое благополучие, популярность, умственное и физическое здоровье. Известный психолог Джонатан Хайт, являющийся скорее агностиком, чем верующим, принадлежащим к какой-либо традиции, в своей книге «Гипотеза счастья» приводит любопытный пример, разрушающий наши представления о том, как именно выглядит счастливый человек. В своей работе он сравнивает двух людей. Первым мы встречаем некоего Боба. Боб холост, ему 35 лет, он живёт в солнечной Южной Калифорнии и зарабатывает более 100 тысяч долларов в год. У Боба очень живой ум, он много читает и часто ходит по музеям. Боб белый. Затем Хайдт описывает Мэри, чернокожую шестидесятипятилетнюю женщину, которая живёт не в самом дружелюбном климате города Баффало штат Нью-Йорк. Она замужем и вместе с мужем они зарабатывают меньше 40 тысяч долларов в год. То есть их доход более, чем в два раза меньше, чем доход Боба. Нельзя назвать Мэри красавицей. У Мэри проблемы с лишним весом и проблемы с почками. Всё своё свободное время Мэри проводит в церкви, занимаясь там различными служениями. Хайдт спрашивает своих читателей, кто, по их мнению, более счастлив? Даже те из нас, кто регулярно ходят в церковь, скорее интуитивно выберут Боба. Потому что именно его относительно беззаботная жизнь ассоциируется у нас со счастьем, а не жизнь пожилой, бедной и больной Мэри. Но Хайдт удивляет всех, когда пишет:

Второе по важности открытие в области исследований счастья – после сильного влияния генетики на средний уровень счастья у человека – заключается в том, что факторы среды и демографии по большей части влияют на счастье очень слабо… Похоже, Боб получил все, а Мэри – ничего, и едва ли среди читателей этой книги найдется много тех, кто предпочтет жить, как Мэри. Но если делать ставки, кто счастливее, надо ставить на Мэри.

(Джонатан Хайдт «Гипотеза счастья»)

Хайдт объясняет этот феномен тем, что в жизни Мэри более крепкие социальные связи. В частности, она в браке, а семейные люди чаще оказываются счастливыми, чем их холостые друзья. Но, указывает Хайдт и на то, что Мэри является частью церкви. Он пишет: 

Еще у Мэри есть религия, а люди религиозные в среднем счастливее неверующих. Это объясняется социальными связями в религиозной общине, а также ощущением, что ты участник большого общего дела.

Но дарит нам счастье не только крепкие социальные связи в церкви или то общее дело, причастниками которого мы являемся. Христиане черпают своё счастье прежде всего в их близких отношениях с Господом. Вот та связь, которая помогает теперь верно определить все остальные связи в нашей жизни. И если и есть в русской литературе некая особая духовность, то она сводится именно к тому, чтобы подтолкнуть нас не к отчаянью, но к тому, что возможно где-то в мире всё же есть то самое счастье, которое мы столь отчаянно ищем. Возможно, мы не найдём наше счастье в работе, семье, служении или отчизне. Но сможем обрести его в Боге. В частности, мы видим, как обретает своё счастье прощения и призвания Пётр во время разговора со Спасителем, который был одновременно самым трудным и самым приятным из всех, что были у Петра со Христом.

Когда они закончили есть, Иисус сказал Симону Петру: «Симон, сын Иоанна, ты действительно любишь Меня больше, чем они?» «Да, Господи», – ответил тот, – «Ты знаешь, что я люблю Тебя». Иисус сказал: «Тогда паси Моих ягнят». И во второй раз Иисус спросил его: «Симон, сын Иоанна, любишь ли ты Меня?» Петр ответил: «Да, Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя». Иисус сказал: «Заботься о Моих овцах». Потом Иисус в третий раз спросил Петра: «Симон, сын Иоанна, ты любишь Меня?» Петр опечалился, что Иисус спросил его в третий раз: «Любишь ли ты Меня?» – и ответил: «Господи, Ты знаешь все, Ты знаешь, что я люблю Тебя». Иисус сказал ему: «Паси Моих овец. Говорю тебе истину: когда ты был молод, ты сам подпоясывался и шел, куда хотел; но когда ты состаришься, то протянешь руки, и другой подпояшет тебя и поведет туда, куда ты не захочешь. Иисус сказал это, имея в виду, какой смертью Петр прославит Бога. Потом Он сказал ему: «Следуй за Мной!» Петр обернулся и увидел ученика, которого Иисус любил, тот тоже шел за ними. Это был тот самый ученик, который на ужине откинулся назад к Иисусу и спросил: «Господи, кто предаст Тебя?» Когда Петр его увидел, он спросил Иисуса: «Господи, а с ним как будет?» Иисус ответил: «Если даже Я захочу, чтобы он был жив, пока Я не приду, то что тебе до этого? Ты следуй за Мной».

(Евангелие от Иоанна 21:15-22)

ДЕСЯТИСЕКУНДНАЯ ПРОПОВЕДЬ

Зачастую именно мы становимся не просто источниками наших прошлых невзгод, но и причиной наших будущих несчастий. То есть мы не только являемся тем самым общим знаменателем в проблемах, что возникали в прошлом у нас, но и становимся теми, кто вновь и вновь наступает на одни и те же грабли в жизни. Связано это с тем, что мы раз за разом повторяем одни и те же ошибки, отказываясь не просто признать свою вину, но каяться в том, что мы сделали. Ведь есть большая разница между тем, чтобы сказать, что «мне не повезло» и тем, чтобы признать то, насколько испорчена наша душа. А для этого нам нужно признать, что решение, приведшее к столь губительным последствиям не было просто ошибкой, но нашим выбором. Мы знали, как следовало поступить, но всё равно выбрали всё сделать по-своему. Вот это своеволие, что выражается, как в активном неповиновении Богу, так и просто равнодушном отношении к Нему, Библия и называет грехом.

Во-вторых, мы отказываемся от того, чтобы винить других в наших решениях. Помните эти знаменитые слова Анны Сергеевны, героини Светланы Светличной из комедии «Бриллиантовая рука»: «Не виноватая я, он сам пришёл!» Ирония же этой фразы как раз в том, что Анна Сергеевна сделала всё для того, чтобы Семён Семёнович Горбунков, которого сыграл Юрий Никулин, пришёл к ней в гостиничный номер. Мы не сможем обрести счастье до тех пор, пока не перестанем винить других в тех решениях, что мы принимаем.

Но всё это не имеет никакого значения до тех пор, пока вместе с исповедью, мы не примем и прощение наших грехов. Ведь так часто мы прячемся за совершенно нелепыми формулировками, когда говорим: «Я знаю, что Бог простил меня, но я не могу простить себя за то, что я сделал». Оставим на мгновение кокетство этой фразы, чтобы обратить внимание на то сколь абсурдна она. Думаем ли мы на самом деле, что наши требования выше, чем требования святого Бога, ожидающего совершенства во всех наших поступках? Думаем ли мы, что мы строже, чем он? Или мы считаем, что мы справедливее в своём суде? Единственно возможным ответом на эти вопросы будет только «нет, нет и ещё раз нет!» А это значит, что точно также, как нам важно признавать свою вину, перестав сваливать ответственность на других, нам нужно и принимать прощение наших грехов Богом.

Потому что Иисус не просто умирает за нас. Автор Послания Евреям приводит любопытные слова, когда он описывает смерть Христа:

Будем неотрывно смотреть на Иисуса. От начала до конца наша вера зависит от Него. Он ради предстоящей радости претерпел смерть на кресте, пренебрегши позор, и сейчас сидит по правую сторону от Божьего престола.

(Послание Евреям 12:2)

Иисус преодолевает крест, потому что прощение Петра становится для Него радостью. Впрочем, как и прощение каждого из нас. Спаситель преодолевает позор, мучения, саму смерть, потому что Он с нетерпением ожидает всё то, что случится после. Он концентрирует Своё внимание на этом славном будущем. Мы Его радость, Мы Его счастье! Мы стали радостью Христа в смерти, чтобы Он был нашим счастьем в жизни.

Готовы ли мы к тому, чтобы быть по-настоящему счастливыми? Поверим ли мы в то, что такого рода блаженство возможно? Если, оглядываясь назад на свою жизнь, вы не можете вспомнить момент, когда бы вы доверились Богу, ощутив счастье и прощение грехов, сделайте этот шаг прямо сейчас в тихой молитве между вами и Богом. Попросите прощения у Него за то, что так долго и столь упорно вы бежали от Него и скрывались от Него, предпочитая искать своё счастье в ком и чём угодно, только не в Нём. Расскажите всем о вашем шаге веры, приняв таинство святого водного крещения.

ПРИМЕНЕНИЕ

  • Для нас естественно любить Бога за то, что Он может нам дать. Вот почему нам столь легко выстраивать с Ним договорные отношения, в которых Бог получает наше послушание в обмен на Его благословения. Однако это не любовь, но попытка использовать Творца в личных целях.
  • Шаг за шагом приучайте любить Бога за то, Кто Он есть и за то, что Он уже сделал для вас, чтобы эта любовь и близость с Создателем становились источником вашего счастья и радости.

Лев Николаевич Толстой заканчивает свою исповедь тем, что вспоминает о сне, что однажды ему приснился и который, по словам самого Толстого, служит неким объяснением всей его исповеди. В этом сне он оказывается, как бы между бездной под ним и бездонной пропастью над ним.

Что же делать, что же делать? – спрашиваю я себя и взглядываю вверх. Вверху тоже бездна. Я смотрю в эту бездну неба и стараюсь забыть о бездне внизу, и, действительно, я забываю. Бесконечность внизу отталкивает и ужасает меня; бесконечность вверху притягивает и утверждает меня… и я гляжу все дальше и дальше в бесконечность вверху и чувствую, что я успокаиваюсь…

(Лев Николаевич Толстой «Исповедь»)

За несколько сот лет до Толстого это успокоение и счастье, что мы находим в бездне вверху, сформулировал великий математик Блес Паскаль, который в своих «Мыслях» написал:

Все люди ищут счастья. Исключений тут нет... Все стремятся к этой цели… Столь длительный, беспрерывный и единообразный опыт должен бы нас убедить в невозможности достичь блага нашими собственными усилиями... О чем же кричат нам эта жажда и это бессилие, как не о том, что …эту бездонную пропасть способен заполнить лишь предмет бесконечный и неизменный, то есть сам Бог.

(Блез Паскаль «Мысли»)

Наши богослужении проходят в Кафедральном Соборе святых Петра и Павла (метро «Китай-город», Старосадский переулок 7/10) в воскресенье в 15:00. Даже, если вы не можете присутствовать лично, вы всегда можете прославить Господа вместе с нами, включив прямой эфир на нашем сайте или канале в YouTube. Подписывайтесь на наш канал и подкасты общины.

Конспект проповеди, материалы домашних дискуссионных групп, а также презентацию к ней можно скачать здесь. Или воспользоваться приложением YouVersion, чтобы в нём использовать электронный бюллетень сегодняшнего богослужения.

Статья была полезна? Помогите нам публиковать побольше таких статей.

16/09/2024
44
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
[ПРОВЕРКА НА ПРОЧНОСТЬ 003] Лишь во Христе я обретаю свою счастье
Работает на Cornerstone