[ПРОВЕРКА НА ПРОЧНОСТЬ 002] Лишь в вере в Христа я нахожу истинного себя
Вера, доказательства и убеждения

[ПРОВЕРКА НА ПРОЧНОСТЬ 002] Лишь в вере в Христа я нахожу истинного себя

КАК ПОНЯТЬ И ПРИНЯТЬ СЕБЯ?

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Нос» во многом обогнала своё время. Не только в том, насколько она фантасмагорична по своему смыслу, но и в том, как она поднимает тему нашей идентичности и принятия в обществе. 

25 марта 1836 г. цирюльник Иван Яковлевич во время завтрака обнаруживает в хлебе нос коллежского асессора Ковалёва, которого он брил каждую среду и воскресенье. Как любой другой здравомыслящий человек, Иван Яковлевич решает избавиться от этой улики, выбросив его в воду с Исаакиевского моста. Ковалёв же тем временем просыпается без носа, который очень нужен ему не столько для того, чтобы дышать, сколько для того, чтобы не потерять лицо в обществе. Он уже направляется к обер-полицмейстеру, чтобы заявить о пропаже столь важной части тела, когда встречает собственный нос в шитом золотом мундире, головном уборе статского советника, да ещё и при шпаге. То есть за тот короткий промежуток времени, что нос отсутствовал, он успел сделать головокружительную карьеру, поднявшись на несколько рангов выше своего прежнего владельца.

Ковалёву же никто и не думает помогать, и совершенно опустошённый он возвращается домой, когда вдруг внезапно к нему приходят полицейские, готовые вернуть ему его нос, который в свою очередь был арестован по дороге в Рику с фальшивым паспортом. Однако проблема в том, что нос так и не хочет возвращаться к своему хозяину. И лишь по прошествии времени вновь оказывается на лице Ковалёва утром 7 апреля. Чему Ковалёв несказанно рад.

Почему же эта повесть является столь современной? Она, с одной стороны, посвящена поверхности культуры, которая ценит внешние атрибуты успеха намного больше, чем внутреннее содержание. Но, с другой стороны, она показывает общество, которое не может ответить на вопрос о том, а что именно представляет из себя личность. И вот в этом смысле она великолепно описывает не только культуру середины XIX века, но и современные нравы, потому что мы сегодня не понимаем и не представляем, что именно формирует нас и что делает нас людьми.

Мы настолько потеряны, что не только утратили, казалось бы, незыблемые рамки пола, но и достаточно быстро теряем рамки того, что вообще из себя представляет человек, поскольку возвели в культовый статус наше внутреннее восприятие себя. Забыв при этом, насколько ненадёжным и капризным это самое восприятие может быть.

Карл Трумен начинает своё фундаментальное исследование современного восприятия личности с очень интересного вопроса. В своей книге «Взлёт и триумф современного восприятия себя» он пишет: 

Эта книга начиналась с того, что мне стало интересно, а как мы оказались в мире, где фраза: «Я женщина, заточённая в теле мужчины» начала восприниматься как внятная и наполненная определённым смыслом

(Карл Труман «Взлёт и триумф современного восприятия себя»)

Продолжая дальше, Труман поясняет, что его дедушка, умерший около 30 лет назад, никогда в жизни не слышал подобной фразы. Более того, он и представители его поколения воспринимали бы слова о том, что мужчина чувствует себя женщиной, как некую шутку или несвязанный набор слов. Сегодня же мы воспринимаем такого рода признание как нечто вполне допустимое. Ведь современное общество уже ушло вперёд в том, что нормальными становятся признания, что кто-то чувствует себя кошечкой или каким-то другим животным.

Ковалёв понимал, что потеря носа является чем-то ненормальным. Мы же сегодня теряем себя целиком и полностью и даже не замечаем этого. Мы живём в век, когда одновременно чрезвычайно важно понять, кто ты есть на самом деле, чтобы ты мог быть верен самому себе, но, с другой стороны, никогда ещё в истории человечества нам не было сложнее понять и принять себя. И здесь на помощь нам приходит Христианство, которое не только дарит нам возможность понять и принять себя такими, какие мы есть, но также показывает нам новую сущность и идентичность, к которой мы и стремились в глубине нашей души.

Семьдесят учеников возвратились к Иисусу радостные: «Господи», – говорили они, – «даже демоны подчиняются нам, когда мы приказываем им Твоим именем!» Иисус ответил: «Я видел, как сатана упал с неба, словно молния! Вот, Я дал вам власть наступать без вреда для вас на змей и скорпионов и преодолевать всю силу врага. Но радуйтесь не тому, что духи вам подчиняются, а тому, что ваши имена записаны на небесах». Тут Иисус возликовал в Святом Духе и сказал: «Я славлю Тебя, Отец, Господь неба и земли, за то, что Ты, утаив от мудрецов и ученых, открыл это младенцам. Да, Отец, это было угодно Тебе! Отец вверил Мне все. Никто не знает, кто есть Сын, кроме Отца, и никто не знает, кто есть Отец, кроме Сына и того, кого Сын избирает, чтобы открыть ему Отца». Потом Он повернулся к Своим ученикам и сказал так, чтобы слышали только они: «Блаженны глаза, видящие то, что вы видите. Я говорю вам, что много пророков и царей хотели увидеть то, что вы видите, но не увидели, хотели услышать то, что вы слышите, но не услышали».

(Евангелие от Луки 10:17-24)

ДЕСЯТИСЕКУНДНАЯ ПРОПОВЕДЬ

Как традиционная, так и современная модели говорят о том, что мы должны каким-то образом заработать своё право на существование. Мы делаем это либо своей полезностью, либо своей уникальностью. Любая система опирается на то, что каким-то образом мы достигаем определённой идентичности или сущности. В традиционной модели мы должны исправно следовать тем установкам, что навязывает нам общество. Нам следует усердно трудиться, чтобы быть его достойными членам и неизменно подавлять деструктивные желания, что возникают в нашем сердце, подстраиваясь под ожидания общества. В современной модели мы достигаем определённой приемлемой сущности благодаря тому, что прислушиваемся к своим желаниям. Тщательно отфильтровываем те, что не соответствуют принятым в обществе, и шаг за шагом формируем свой образ интересного, свободомыслящего и раскрепощённого индивидуума, который страстно осуждает лишь тех, кто позволяет себе судить кого-то. Но, в общем и целом, являет собой образец положительно настроенного человека. И в той, и в другой системе шаг вправо или влево карается отвержением и остракизмом.

И лишь Христианство использует образ ребёнка, чтобы показать, что мы ценны для Бога сами по себе. Мы никогда не сможем нашу сущность во Христе заслужить тем, что мы делаем. Мы не сумеем её в какой-то момент и отработать. Мы не в состоянии сделать нечто, чтобы заработать принятие Бога или затем отплатить Ему за Его доброту и щедрость. Потому что нет ничего, что ребёнок должен делать для получения права просто называться ребёнком. Он принимается априори. Точно также и мы можем лишь принять на веру то, насколько мы дороги Богу.

Именно поэтому так важны слова Христа, когда Он обращается к ученикам и напоминает им, что все те грандиозные дела, которые они только что творили, они могли совершать не потому, что тем самым они каким-то образом заслуживали расположение Бога, но потому что Сам Бог наделил их силой и способностью делать это. Вот почему Иисус напоминает ученикам, что какими был замечательными и фантастическими не были их свершения, им стоит радоваться не этому, но тому, что их имена записаны в Книге жизни:

…радуйтесь не тому, что духи вам подчиняются, а тому, что ваши имена записаны на небесах»… 

(Евангелие от Луки 10:20)

Хотим мы того или нет, но мы склонны проецировать наш жизненный опыт взаимоотношений на Бога. Это может быть как положительный, так и отрицательный опыт семейных или романтических отношений. Вот почему нам так легко переносить наш жизненный опыт на взаимоотношения с Богом, превращая живую веру в мёртвую религию. Но мы должны поступать иначе, позволяя нашему опыту благодати формировать теперь то, как мы выстраиваем отношения с людьми. 

В любви Христа я нахожу себя. У кого-то из нас были прекрасные родители. Их любовь была слабой тенью той любви, того принятия и того ободрения, что мы находим в Боге. Кто-то из нас вырос в ужасных семьях. Всю оставшуюся жизнь мы пытаемся зализать эти раны, полученные в детстве. Но даже в этих условиях, где-то там, в глубине нашего сердца жило не только понимание, что любовь выглядит иначе, но и стойкая уверенность, что эта любовь существует. Как ни странно, но то, чего мы не получили в детстве или в жизни, указывало нам на то, что доступно нам в Боге. И конечно же, любой из нас знает, что настоящую любовь не купить. Её невозможно приобрести. И действительно искренне и по-настоящему нас любят не за что-то, но просто так и вопреки всему тому, что мы делаем или кого из себя представляем. Вот так нас любит Господь. В принятии этой любви мы и обретаем настоящих и истинных себя. Только в ней и ни в чём другом. Все остальные любовники подведут нас, разбив нам сердце.

Впустили ли вы эту любовь в вашу жизнь? Позволили ли себе поверить в то, что она существует? Если, оглядываясь назад на свою жизнь, вы не можете вспомнить момент, когда бы вы доверились Богу, растворившись в Его любви и прощении, сделайте этот шаг прямо сейчас в тихой молитве между вами и Богом. Попросите прощения у Него за то, что так долго и столь упорно вы бежали от Него и скрывались от Его любви. Расскажите всем о вашем шаге веры, приняв таинство святого водного крещения.

ПРИМЕНЕНИЕ

  • Мы постоянно будем метаться между традиционным пониманием себя и современным, меняя одну группу людей, которая определяет нашу сущность, на другую. Это будет продолжаться ровно до тех пор, пока мы не позволим Богу коснуться нашего сердца. Многие, даже обретя прощение грехов и жизнь вечную, так и не позволяют Создателю коснуться себя, подарив новое представление о себе.
  • Позвольте именно Богу определять, кто вы есть на самом деле. Ищите и находите себя в Нём и в Его любви.

Казалось бы, можно успокоить себя словами Гоголя о том, что нет на свете ничего долговременного, и современное понимание себя тоже пройдёт, сменившись чем-то ещё:

Но на свете нет ничего долговременного, а потому и радость в следующую минуту за первою уже не так жива; в третью минуту и наконец незаметно сливается с обыкновенным положением души, как на воде круг, рожденный падением камешка, наконец сливается с гладкою поверхностью.

(Николай Гоголь «Нос»)

Однако подобный взгляд упускает из виду, сколь разрушительна для отдельного человека и для общества в целом эта модель восприятия себя. Завершает свою фундаментальную работу «Взлёт и триумф современного понимания себя» отрезвляющими словами:

Долговременные последствия этой революции довольно весомы. Ни одна культура, которая пыталась оправдать себя собою, не могла сохранить себя столь долгое время».

(Карл Труман «Взлёт и триумф современного восприятия себя»)

Наиболее приемлемой альтернативой для нас является не возвращение к традиционному пониманию своей сущности, но к тому, чтобы открыть для себя Христианский взгляд на нашу идентичность. Тимоти Келлер солидарен с Карлом Труманом, когда он пишет: 

Западное понимание формирования нашего понимания себя - сокрушительная ноша, как для отдельно взятого человека, так и для общества в целом…

Продолжая, он вторит словам Апостола Павла, когда пишет:

Важно не то, что думает обо мне общество, не то, каким я сам вижу себя, но то, что думает обо мне Бог.

(Тимоти Келлер «Разбираясь с Богом»)

Наши богослужении проходят в Кафедральном Соборе святых Петра и Павла (метро «Китай-город», Старосадский переулок 7/10) в воскресенье в 15:00. Даже, если вы не можете присутствовать лично, вы всегда можете прославить Господа вместе с нами, включив прямой эфир на нашем сайте или канале в YouTube. Подписывайтесь на наш канал и подкасты общины.

Конспект проповеди, материалы домашних дискуссионных групп, а также презентацию к ней можно скачать здесь. Или воспользоваться приложением YouVersion, чтобы в нём использовать электронный бюллетень сегодняшнего богослужения.

Статья была полезна? Помогите нам публиковать побольше таких статей.

10/09/2024
57
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
[ПРОВЕРКА НА ПРОЧНОСТЬ 002] Лишь в вере в Христа я нахожу истинного себя
Работает на Cornerstone