[ПОЛОВИНКИ 010] Дети с нами не навсегда. Но то, что мы вкладываем в них остаётся на века.
Серия бесед о семье, браке и не только

[ПОЛОВИНКИ 010] Дети с нами не навсегда. Но то, что мы вкладываем в них остаётся на века.

КАК ТАК ДЕТЕЙ ВОСПИТАТЬ, ЧТОБЫ ПОТОМ О НИХ НЕ СИЛЬНО ПЕРЕЖИВАТЬ?

ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП: Мы воспитываем детей скорее тем, что показываем, чем тем, чему мы учим. То есть они больше перенимают у нас какие-то модели поведения, наблюдая за нами, чем слушая то, что мы им говорим. Вот почему отношения играют центральную роль не только в том, как мы вкладываемся в наших детей, но и в том, к чему мы стремимся в их воспитании.

Пионерские лагеря были особенным явлением в жизни Советского союза. Их сложно сравнить с чем-то в культуре или практике других стран не просто из-за идеологического содержания воспитания детей в них, но и в силу продолжительности смен, которые длились от 3 до 5 недель в зависимости от лагеря. Всё это порождало свою особенную культуру, наполненную не только традициями, но и своего рода эпосом «страшных историй», что рассказывались на ночь.

Возможно именно поэтому дипломный фильм 1964 года «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещён», снятый затем снискавшим славу режиссёром Элемом Климовым, посвящённый как раз смене в таком пионерском лагере, приобрёл большую популярность. Действие фильма происходит в пионерском лагере, которым заведует достаточно жёсткий формалист Дынин (его великолепно сыграл Евстигнеев). Для него важно, чтобы дети неукоснительно подчинялись лагерным правилам. А всё потому, что он просто боится принимать на себя ответственность за происходящее в жизни детей. Одна из самых популярных фраз из этого фильма – это слова Дынина, когда дети читают речёвку о том, что они «бодры и веселы»:

— Мы бодры, веселы…
— Стоп, стоп! «Бодры» надо говорить бодрее. А «веселы» как?
— Веселее!
— Молодец, понял.

В какой-то момент он выгоняет из лагеря Костю Иночкина за то, что мальчик самовольно покинул купальню и переплыл реку, хотя конечно же детям запрещено это делать. Чтобы это не послужило дурным примером для остальных, Дынин исключает мальчика из лагеря. Он оправдывает своё решение следующим образом:

И это не первое нарушение Иночкина! В день приезда он фехтовался на палках. А вслед за ним все стали фехтоваться, даже девочки.  Ночью под одеялом он зажег фонарик и читал книгу. И все стали читать книги.

Завхоз отвозит мальчика на железнодорожную станцию, веря, что мальчик сам доедет до дома. Но вместо этого Костя возвращается в лагерь, прячется под трибуной и переходит на нелегальное положение, потому что ему очень стыдно перед бабушкой за то, что его выгнали из лагеря. И всё бы ничего, но… грядёт родительский день. Тот сладостный миг в жизни любого ребёнка в пионерском лагере, когда приезжали в гости родители и привозили с собой конфеты и прочие сладости. 

Любой человек, который был в пионерских лагерях, без труда заметит в фильме те моменты, что были в таких лагерях, и беззастенчивую пропаганду. Но, как это ни странно, фильм отражает наше восприятие воспитания детей. Довольно часто мы не совсем понимаем, к чему именно стремимся в воспитании детей, надеясь, что наше непонимание, чего именно мы хотим добиться в этом вопросе, компенсируют «профессионалы» из детского сада, школы или из церкви. При этом мы забываем одну вещь. Какую бы огромную роль ни играли в жизни детей их друзья, воспитатели, учителя или преподаватели воскресной школы, ничто и никогда не заменит нашего влияния и нашего участия в их жизни. Как бы нам ни хотелось делегировать этот вопрос в силу понимания родителей себя достаточно компетентными в том, как и что он делает со своими детьми, делегировать этот вопрос нам не удастся. И это хорошо. Ведь все мы можем дать наши детям то, что не в силах дать кто-то другой. Более того, воспитывая детей, мы и сами взрослеем в наших отношениях с Богом.

Дети, будьте послушны своим родителям в Господе, это ваш долг. «Почитай отца и мать» – это первое повеление с обещанием: «Чтобы тебе жить благополучно и долго на земле». Отцы, не раздражайте ваших детей, но воспитывайте их в учении и наставлении Господа.

(Послание Ефесянам 6:1-4)

ЕСЛИ У ВАС НЕТ ДЕТЕЙ

Вполне возможно, что у нас не только нет детей, но и родителей. Может быть, наши родители отказались от нас при рождении, а может быть мы потеряли их чуть позже. Это тяжелейший шрам, который будет ныть всю нашу жизнь. Но нам очень важно помнить, что это никоим образом не отменяет то, насколько мы драгоценны в очах Господа. Рик Уоррен в своём бестселлере «Целеустремлённая жизнь» напоминает, что «не бывает случайных детей. Бывают случайные родители, но не бывает случайных детей». Более того, мы можем найти в церкви более взрослых людей, которые стали бы для нас своего рода родителями, то есть людьми, у которых мы можем почерпнуть жизненно важные навыки. 

Может быть сегодня у нас нет детей и их не предвидится и в ближайшей перспективе. Возможно, это связано с тем, что мы холосты и не собираемся замуж, а может быть мы просто не готовы к тому, чтобы в нашей жизни появились дети. Но даже в этом случае у нас есть родители. И какими бы они ни были, какими бы ни были наши отношения с ними, мы можем им сегодня являть Христа. Проявлять прощение, даруя милость и благодать, а иногда и просто помогая им по дому тогда, когда они возможно этого не просят и даже не ждут от нас. Слова апостола Павла в Послании Ефесянам обращены не только к родителям, но и к детям:

Дети, будьте послушны своим родителям в Господе, это ваш долг. «Почитай отца и мать» – это первое повеление с обещанием: «Чтобы тебе жить благополучно и долго на земле».

(Послание Ефесянам 6:1-3)

Кстати тот факт, что у нас нет своих биологических детей, не отменяет того, что у нас всё же могут быть дети. Например, раз за разом в Священном Писании мы читаем, как апостолы используют этот образ детей, обращаясь к своим ученикам. Это делает их послания особенно личными и проникновенными. Скажем, Евангелист Иоанн в своём первом письме пишет:

Дети мои, я пишу вам это, чтобы вы не согрешали. Но если кто из вас и согрешит, то у нас есть Праведник Иисус Христос, Который свидетельствует перед Отцом в нашу защиту. Он – умилостивление за наши грехи, и не только за наши, но и за грехи всего мира.

(1 Послание Иоанна 2:1-2) 

То есть то, что у нас нет детей по плоти, ещё не означает, что у нас не может быть духовных детей. А для любого верующего чрезвычайно важно не только получать назидание от более старших и опытных братьев или сестёр, но и быть наставником для других. Ведь озеро, в которое вода втекает, но из которого не вытекает, очень быстро становится болотом.

Наконец, практически с первых дней своего существования, Церковь Христова стала известна тем, что активно усыновляла и удочеряла детей, от которых отказывались родители. Безусловно, это особое призвание. Оно требует огромного посвящения и жертвенности со стороны родителей. Не все смогут на это пойти. Но тем не менее, это реальная альтернатива для тех, кто по разным причинам не может забеременеть. Тема родительства актуальна не только для тех, у кого есть дети, но практически для каждого из нас. Те принципы, что мы видим в Писании, касаются всех нас, преображая наши жизни.

ДЕСЯТИСЕКУНДНАЯ ПРОПОВЕДЬ

В 1886 году вышел рождественский рассказ Антона Павловича Чехова «Ванька», который на ближайшие сто пятьдесят лет войдёт в историю по фразе «на деревню дедушке». Рассказ этот вошёл в своё время в школьную программу, и большинство из нас даже не вспомнят сходу, что события его происходят именно в канун Рождества. А тем временем именно врождественскую ночь девятилетний Ванька Жуков, переехавший три месяца назад в Москву и ставший учеником сапожника Аляхина, пишет письмо своему дедушке. Поздравив Константина Макаровича с праздником, мальчик начинает рассказывать о жизни в чужом доме. Накануне хозяин наказал Ваньку за то, что тот, качая люльку с ребёнком, уснул сам; хозяйка устроила мальчику выволочку за неправильно почищенную селёдку; подмастерья относятся к прибывшему из деревни ученику с ехидством и требуют, чтобы он приносил для них водку из кабака. Другими словами, жизнь у Ваньки не самая лёгкая в новом городе и в новом месте. 

Вот он и вспоминает деревенскую жизнь, смешливого балагура деда, собак Каштанку и Вьюна. В его сознании всплывают предновогодние картины, когда Константин Макарович приносил из леса ёлку для господ Живаревых. Барышня Ольга Игнатьевна помогала Ваньке осваивать чтение и письмо; благодаря ей он научился считать и даже танцевать кадриль. Ванька заканчивает письмо просьбой к дедушке приехать в Москву и забрать его из дома Аляхина. Мальчик пишет на конверте адрес: «На деревню дедушке, Константину Макаровичу». А ночью он видит во сне, как Константин Макарович сидит на печи и читает письмо кухаркам. 

Прелесть этого короткого рассказа, впрочем, как и произведений Диккенса или Ганса Христиана Андерсена этой поры в том, что, сравнивая свою жизнь с судьбой Ваньки, мы всегда можем сказать, что за последние полтора века жизнь стала намного проще. И всё же, несмотря на это, у каждого из нас есть свои шрамы, оставшиеся нам из детства. Проблема не столько в том, через что нам пришлось пройти. Сколько в том, что мы одновременно не хотим повторять ошибок наших родителей, но при этом неминуемо их порой повторяем. Если бы только в нашем опыте воспитания детей мы могли полагаться не только на опыт семьи, в которой мы выросли, но также и на другой опыт, мы бы смогли преодолеть эти негативные тенденции, что часто тянутся из поколения в поколение. Так, например, есть очень печальная статистика, что девочки, выросшие в детском доме, очень часто и своих малюток отдают на воспитание именно в детский дом. Мы бы жаждали вырваться из этого заколдованного круга, просто не знаем, как это сделать.

Но именно это и предлагает нам Христос. Он не просто приходит в этот мир и становится одним из нас. Он жертвует абсолютно всем, чтобы спасти нас. Там, на Голгофском кресте Он теряет Свою семью. Сперва Он передаёт Свою земную маму в попечение Своего ученика. А затем, когда тяжесть греха ложится на Его плечи, Он теряет связь со Своим Небесным Отцом. Всё это Единственный Сын Бога делает, чтобы не оставаться Единственным Сыном. Он жаждет, чтобы и мы были усыновлены Господом. Христос потерял семью, чтобы, введя нас в новую семью, обновить наши семьи.

Доверились ли вы Господу? Стали ли вы частью этой новой семьи Небесного Отца? Приняли ли вы дар прощения грехов и жизни вечной? Если, оглядываясь назад, вы не можете вспомнить момент, когда бы вы это сделали, то сделайте это прямо сейчас и обратитесь к Богу в тихой молитве покаяния. А затем расскажите всем об этом, приняв таинство святого водного крещения.

ПРИМЕНЕНИЕ

Мне нужен был план. Я не хотел, чтобы моя семья повторяла мою семейную историю. А для того, чтобы всё поменялось, нужно было поступать по-другому. Думать по-другому. Расставлять приоритеты по-другому. Требовалось, чтобы я целенаправленно подошёл к этому вопросу. Нужны были цели… Тогда мы выразили эту цель иначе. Она была длиннее, но со временем мы сократили её до простого, ёмкого и применимого выражения: «Дети, которые с радостью проводят время с нами и друг сдругом даже тогда, когда они уже не обязаны это делать.

(Энди и Сандра Стенли «Воспитание детей»)

Отношения в центре всей жизни

Мы часто думаем про рай и вечность в категориях места, в котором мы окажемся, и времени, которое там проведём. А нам стоит думать об отношениях с Богом, которыми мы будем наслаждаться. 

  • Бог Отец предопределяет нас к этим отношениям; 
  • Бог Сын погибает за эти отношения; 
  • Бог Дух Святой претворяет это в жизнь. 

Это подталкивает нас к тому, чтобы смотреть на отношения совсем по-другому.

Применение

  • Отношения с Богом и другими людьми являются центральными для нас в жизни. Поэтому их стоит сделать и нашей основной целью воспитания. 
  • Подчините всё, что вы делаете в воспитании детей, одной простой цели, чтобы «наши дети с радостью проводили время с Богом, нами и друг с другом даже тогда, когда им уже не обязательно это делать».

Действия родителя, смысл жизни которого заключён в Боге, продиктован благоговением перед Ним. Независимо от того, как ко мне относятся мои дети, я знаю: Бог хочет, чтобы я шёл им навстречу и принимал в их жизни активное участие, предлагая им любящую поддержку и библейское исцеление. Неважно, как они реагируют на меня, – важно, что Бог призвал меня сделать ради них. И хоть я обожаю свою дочь, не выспавшись, я покидаю постель не только из любви к ней, но также из любви к Богу… Сделав упор на воспитании вежливого и послушного ребёнка, мы можем упустить то, что имеет первостепенное значение. Если бы задача воспитания сводилась исключительно к коррекции поведения, то Иисус хвалил бы фарисеев и заклеймил бы позором женщину, взятую в прелюбодеянии… Пренебрежение близостью с Богом приводит к попытке заменить отношения с Ним сосредоточенностью на детях и навязыванию им не свойственной детям роли. Родительство не может быть нашим предназначением, оно – возможность исполнить предназначение, заключающееся в поклонении Богу и прославлении Его».

(Гари Томас «Священное родительство»)

Наши богослужении проходят в Кафедральном Соборе святых Петра и Павла (метро «Китай-город», Старосадский переулок 7/10) в воскресенье в 15:00. Даже, если вы не можете присутствовать лично, вы всегда можете прославить Господа вместе с нами, включив прямой эфир на нашем сайте или канале в YouTube, даже, если вы не в городе или не можете быть с нами в Соборе. Подписывайтесь на наш канал и подкасты общины.

Конспект проповеди, материалы домашних дискуссионных групп, а также презентацию к ней можно скачать здесь. Или воспользоваться приложением YouVersion, чтобы в нём использовать электронный бюллетень сегодняшнего богослужения.

Статья была полезна? Помогите нам публиковать побольше таких статей.

13/11/2023
90
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
[ПОЛОВИНКИ 010] Дети с нами не навсегда. Но то, что мы вкладываем в них остаётся на века.
Работает на Cornerstone