[ПРИТЧИ 009] Мудрость позволяет принять себя, не мирясь с тем, кто я
Серия бесед по Книге Притч

[ПРИТЧИ 009] Мудрость позволяет принять себя, не мирясь с тем, кто я

КАК ПОНЯТЬ, КОГДА СТОИТ СЕРДЦУ ДОВЕРЯТЬ, А КОГДА НЕТ?

В сатирическо-юмористической передаче «Наша Раша», являющейся адаптированным вариантом британского сериала «Маленькая Британия», есть персонаж – охранник Бородач, который всё время просит «понять и простить» после очередного происшествия, случившегося по его вине. Как ни странно, но в этих двух словах, вложенных в уста недалёкого человека, сокрыт основной смысл подавляющего большинства так называемой «литературы самосовершенствования». Практически все эти книги, семинары, передачи и лекции сводятся к тому, что нам нужно понять себя, простить себя и принять себя такими, какие мы есть на самом деле, чтобы мы наконец-то могли научиться жить для себя, получая удовольствие от жизни. Проблема лишь в том, что жизнь намного сложнее этих нелепых формул.

Нам чрезвычайно сложно понять себя, очень трудно справиться с эмоциями и, как следствие, не просто принять себя такими, какие мы есть, но стать такими, какими, мы знаем, мы могли бы быть. Вильям Шекспир вкладывает в уста своего Гамлета знаменитые слова: «Есть многое на свете, друг Гораций, что непонятно нашим мудрецам». Французский математик и философ Блез Паскаль в своей книге «Мысли» отмечает: «У сердца есть свой разум, который нашему разуму неизвестен». Вот почему призыв Пушкина в «Евгении Онегине» – «умейте властвовать собой» звучит так прекрасно, но он столь трудно выполним.

Книга Притч помогает нам увидеть более полную картину того, что происходит в нашей душе. Она напоминаем нам о том, насколько важно, что творится в нашем сердце, сколь трудны для понимания пути нашего духа, но, что самое главное, мудрость подталкивает нас к единственному выходу, за которым лежит целительное понимание себя и принятие себя в преображении, что в силах подарить лишь Господь.

Тревога в сердце гнетет человека, а доброе слово веселит… Не сбывающаяся надежда томит сердце, а сбывшееся желание – дерево жизни. Сердце знает свою беду, и радости его чужой не разделит… Даже при смехе может болеть душа, и радость может окончиться скорбью… Спокойное сердце – здоровье телу, а от зависти кости гниют. Язык умиротворяющий – дерево жизни, а лживый язык сокрушает дух… При счастливом сердце лицо сияет, а сердечная скорбь сокрушает дух. Разум рассудительных ищет знания, а уста глупцов питаются глупостью. Все пути человека пред глазами его чисты, но Господь оценивает побуждения. Дух человека подкрепляет его в болезни, но если дух сокрушен – кто в силах снести его? Нечестивец бежит, хотя никто его не преследует, а праведник смел, как лев.

(Книга Притч 12:25; 13:12; 14:10, 13, 30; 15:4, 13-14; 16:2; 18:14; 28:1)

ПОВОД ЗАДУМАТЬСЯ

Во время практически любого отпуска бывают странные моменты, когда нам одновременно хорошо и грустно. Нам хорошо, потому что мы отдохнули, набрались сил и где-то даже в глубине души мы готовы вернуться домой и приступить к работе. Но нам нестерпимо грустно от того, что отпуск подходит к концу и столь долгожданная часть нашей жизни заканчивается. 

Это странное чувство меланхолии присуще не только таким моментам в жизни, но и многим событиям, когда всё в нашей жизни вроде бы идёт как надо. На поверхности грусть эта связана с тем, что мы отдаём себе отчёт в том, сколь всё быстротечно. Но, если копнуть глубже, мы заметим, что печаль эта намного более фундаментальна.

В самой первой книге Библии мы встречаемся с «древом жизни», которое в некотором роде служит источником нашего физического и духовного питания. Идея эта не так часто потом встречается в других книгах, но появляется несколько раз в Псалмах или Книге Притч. Именно в книге Притч мы видим, что древо жизни – это эхо давно потерянного рая, в котором «всё шло именно так, как надо». Это напоминание нам о том, чего мы не знали, но о чём мы скучаем. Это ностальгия по счастливому детству длиною в вечность.

Мы все хотели бы вернуться в давно утерянный рай, но вот только тропа назад лежит через проклятие и смерть. Древо жизни превратилось в дерево проклятия, принять которое мы не в силах, поскольку оно просто убьёт нас. Христос возвращает нас к древу жизни, погибая на древе проклятия.

Стихотворение «Жертва» из поэмы Джорджа Герберта «Храм» – это поэтическое представление о том, что могло твориться в душе Христа незадолго до распятия и непосредственно на кресте. Рефреном в этом поэме проходит вопрос: «Познал ли кто такую скорбь?» Каждое четверостишье заканчивается им, пока в конце читатель не получает на него ответ.

Все, кто пройдут, пусть бросят взор –
Сын человека плод украл, но мне на дерево теперь идти,
На древо жизни для тебя, но уж никак не для меня,
Познал ли кто такую скорбь?

Свершилось всё и смерть пришла,
Смерть для меня, что благом стала всем, глава упала,
Увидят все, когда закончится мой век,
Что не было таких скорбей вовек.

(Джордж Герберт «Жертва»)

Что мы примем сегодня? Проклятие? Или жизнь? Оглядываясь на нашу жизнь, можем ли мы вспомнить момент, когда мы бы обратились к Господу в тихой молитве покаяния, доверившись Ему? Это самое разумное решение, что только может быть в нашей жизни. Если вы раньше не обращались так к Богу, сделайте это сейчас. А затем примите таинство святого водного крещения, чтобы поведать о своём решении всему миру.

ПРИМЕНЕНИЕ

Если кто желает быть Моим последователем, пусть отречется от самого себя, возьмет свой крест и пусть следует за Мной. Потому что тот, кто хочет сберечь свою жизнь, потеряет ее, а кто потеряет свою жизнь ради Меня и Радостной Вести, тот спасет ее. Ведь что пользы человеку приобрести весь мир, если при этом он повредит своей душе? И что человек может дать в обмен за свою душу? Кто постыдится Меня и Моих слов в этом безбожном и грешном поколении, того и Сын Человеческий постыдится, когда придет в славе Своего Отца со святыми ангелами.

(Евангелие от Марка 8:34-38)

Попытка принять себя таким, какой я есть, навязав это «чудо природы» всем окружающим вокруг меня – это путь нарциссизма, деградации и социального отчуждения. Потому в глубине души нам самим не нравится, кто мы есть, ведь мы не соответствуем своим стандартам и ожиданиям, не говоря уже о Божьих. Однако нескончаемые попытки усилиями воли изменить себя, подстроившись под свои ожидания или чаяния людей вокруг нас, тоже обречены на провал, потому что в них мы утрачиваем свою идентичность.

Выход из этого тупика лишь один – довериться Богу в том, чтобы Он изменил нашу душу. Мы преображаемся теперь не просто усилиями воли, но воли, что подчиняет себя из раза в раз силе Духа Святого. Мы подстраиваемся не под свои представления о том, какими мы должны быть, и не под ожидания других людей, но под то, какими нас видит Бог, Который не просто создал нас, но и погиб за нас на кресте. Лишь так мы можем понять себя, принять себя, не мирясь с тем, кто мы есть, ведь мы впервые начинаем смотреть на себя через призму того, что Бог видит в нас.

Большинство людей, которые действительно научились бы заглядывать в глубины своего сердца, знали бы: то, что они желают, и желают очень сильно, в этом мире обрести нельзя. Здесь много такого, что сулит нам желаемое, но эти обещания никогда не выполняются. Страстная юношеская мечта о первой любви или о какой-то заморской стране, волнение, с которым мы беремся за дело, глубоко нас интересующее, не могут быть удовлетворены ни женитьбой, ни путешествием, ни научными изысканиями. Я не имею в виду неудачные браки, либо неудавшиеся каникулы, или несбывшиеся ученые карьеры… Ничто живое не рождается на свет с такими желаниями, которые невозможно удовлетворить... И если я нахожу в себе такое желание, которое ничто в мире не способно удовлетворить, это, вероятнее всего, можно объяснить тем, что я был создан для другого мира. Если ни одно из земных удовольствий не приносит мне подлинного ублаготворения, это не значит, что Вселенной присуще некое обманчивое начало. Возможно, земные удовольствия и рассчитаны не на то, чтобы удовлетворить ненасытное желание, а на то, чтобы, возбуждая его, манить меня вдаль, где и таится настоящее. Если это так, то я должен постараться, с одной стороны, никогда не приходить в отчаяние, проявив неблагодарность за эти земные благословения, а с другой стороны, мне не следует принимать их за что-то другое, копией, или эхом, или несовершенным отражением чего они являются. Я должен хранить в себе этот неясный порыв к моей настоящей стране, которую я не сумею обрести, прежде чем умру.

(Клайв Стейплз Льюис «Просто христианство»)

Статья была полезна? Помогите нам публиковать побольше таких статей.

20/09/2022
155
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
[ПРИТЧИ 009] Мудрость позволяет принять себя, не мирясь с тем, кто я
Работает на Cornerstone