Мы больше не заложники окончательности смерти
Пасхальная серия бесед

Мы больше не заложники окончательности смерти

КАК НАЙТИ СМЫСЛ В ЖИЗНИ, КОТОРАЯ ТАК ЧАСТО КАЖЕТСЯ БЕССМЫСЛЕННОЙ?

Трагедия человечества в том, что многие из нас не живут, но существуют в ожидании того дня, когда мы перестанем жить. Ведь мы сталкиваемся со смертью задолго до того, как окончится наш век. И проблема тут не в том, что мы вынуждены хоронить наших родных и близких, расставаясь с ними. Сложность в том, что мы умираем каждый день. Мы загибаемся на работе, потому что мы не понимаем, что именно мы делаем в конечном итоге. То есть мы знаем, что мы зарабатываем деньги, для того чтобы мы могли в комфортных условиях отдохнуть, для того чтобы потом быть более эффективными в зарабатывании ещё больших денег. Но вот, кроме этого, в чём смысл нашего труда? Мы погибаем, теряя близость взаимоотношений с самыми родными и важными людьми в нашей жизни. Сколько из нас мучится от того, что наша связь с мужьями или жёнами, родителями или детьми разорвана в клочья. Вроде бы мы живём, но выходит, что, скорее, медленно умираем. Наконец всё это крадёт у нас способность наслаждаться жизнью, лишая нас радости. Ребекка Маклахлин в своей книге «10 вопросов о христианстве, которые должен задавать и на которые должен уметь отвечать любой подросток» пишет: 

Если Иисус «свет миру» (см. Иоанна 8:12), то значит, без Иисуса мы живём в кромешной тьме. Если Иисус «хлеб жизни» (см. Иоанна 6:35), то значит, без Иисуса мы оголодали. Если Иисус «путь» (см. Иоанна 14:6), то значит, без Иисуса мы безнадёжно потеряны. Если Иисус «воскресение и жизнь» (см. Иоанна 11:25), то значит, без Иисуса мы полностью, окончательно и безвозвратно мертвы. Иисус не гуру и не консультант. Он пришёл не для того, чтобы сделать наши жизни лучше. Он и есть жизнь! В конце концов без Него и нет жизни ни для кого.

(Ребекка Макалахлин «10 вопросов о христианстве»)

Образ смерти – это один из самых любопытных образов в притче о блудном сыне. Дважды отец повторяет одну и ту же формулу, объясняющую его радость, когда сын возвращается домой – «мой сын был мертв, и вот он опять жив! Он был потерян и нашелся!». Отец произносит эти слова, когда даёт распоряжения своим слугам после возвращения младшего сына. Но эти же слова он повторяет вновь, уже обращаясь к старшему сыну. 

История, рассказанная Христом, – это не просто повесть о возращении домой, это притча о воскресении из мёртвых. В ней, как в зеркале, отражается то, что Спасителю предстояло достичь на кресте. Благодаря тому, что Сын Божий был мёртв, но вновь стал жив, мы наконец-то можем по-настоящему жить.

Сын сказал ему: «Отец! Согрешил я против Неба и против тебя. Я больше не достоин называться твоим сыном». Но отец сказал своим слугам: «Идите быстрее, принесите лучшую одежду и оденьте его. Наденьте ему на палец перстень и обуйте его в сандалии. Приведите откормленного теленка и зарежьте его, устроим пир и будем веселиться. Ведь мой сын был мертв, и вот он опять жив! Он был потерян и нашелся!» И они начали веселиться… Но когда этот твой сын, который растратил твое имущество с блудницами, пришел домой, ты зарезал для него откормленного теленка!» «Сынок, – сказал тогда отец, – ты ведь всегда со мной, и все, что у меня есть, – все твое. Но мы должны веселиться и радоваться, ведь твой брат был мертв и ожил, был потерян и нашелся!»

(Евангелие от Луки 15:21-24 и 30-32)

Ученики возвратились домой. Мария же стояла у могилы и плакала. Плача, она заглянула в гробницу… она обернулась и увидела, что там стоит Иисус, хотя она не узнала Его. «Женщина», – сказал Иисус, – »почему ты плачешь? Кого ты ищешь? Она подумала, что это садовник, и сказала: «Господин, если это Ты унес Его, то скажи, куда Ты Его положил, и я пойду и возьму Его». «Мария», – сказал ей Иисус. Она повернулась к Нему и воскликнула на еврейском языке: «Раббуни (что значит «Учитель мой»)»!

(Евангелие от Иоанна 20:10-11 и 14-16)

ПОВОД ЗАДУМАТЬСЯ

Большинству из нас нравится вера и всё, что с ней связано: от высоких моральных стандартов до необычайно красивой эстетики, что сопровождает христианство. У нас есть только одна проблема. Мы не верим. Не то чтобы мы не верили в существование Бога. С этим как раз у многих из нас проблем никаких нет. Мы готовы даже принять на веру подавляющее большинство исторических фактов, связанных с христианством, что кажутся столь невероятными. С этим у нас тоже обычно не возникает трудностей. Но нам сложно довериться, то есть поверить, что, если мы вверим свою жизнь Богу, Он сможет что-то в ней на самом деле поменять. 

Мы были бы совсем не против увидеть преображение нашей жизни, но нам кажется, что это просто невозможно. Будто бы мы упустили свой шанс где-то в юности, а теперь слишком поздно. Мы наломали слишком много дров, наши жизненные обстоятельства слишком сложны для того чтобы кто-то, включая Бога, смог в них разобраться или распутать их. Да и просто мы уже свыклись с этой не такой уж плохой жизнью. Нам просто страшно поверить в то, что жизнь может быть другой, потому что так больно разочаровываться.

Однако задумайтесь на мгновение над каждым из вышеназванных утверждений. Неужели мы верим, что может быть слишком поздно? Правда ли мы считаем, что Бог не сможет распутать клубок нашей жизни? Действительно ли мы считаем, что Ему не под силу изменить нас? Ведь Он выпустил из рук Свою жизнь на кресте, чтобы потом через три дня забрать её вновь. Проговорите на мгновение, губами беззвучно прошепчите себе фундаментальную истину христианства: Божий сын, который не мог умереть, погиб, чтобы я, у которого никак не получалось жить, воскрес вместе с Ним. 

Готовы ли вы, поверив в это, довериться Ему сейчас? Обратитесь к Нему в тихой молитве покаяния, чтобы потом рассказать всему миру о вашем решении, приняв таинство святого водного крещения. Не откладывайте этот шаг. Ведь Христос на самом деле воскрес из мёртвых.

ПРИМЕНЕНИЕ

Мы привыкли к фразе «Христос воскрес!». Мы повторяем её раз в год, отвечая «воистину воскрес», что мы и не заметили, что это пасхальное приветствие превратилось в фразу с «нулевым значением». То есть она больше не отражает фундаментальную истину христианской веры, а становится чем-то сродни восклицанию «ух ты», потому что она больше не отражает истину того, что происходит в наших жизнях, включая даже зачастую жизни глубоко верующих людей. Если мы задумаемся на мгновение, мы будем вынуждены признаться, что тот факт, что Иисус из Назарета воскрес из мёртвых на третий день после Своей смерти, практически не столь сильно влияет на нашу повседневную жизнь. 

Но что если мы задумаемся об этой истине и постараемся теперь вплести её в свою жизнь? Например, в жизни любой семьи наступает момент, когда кажется, что любовь умерла и нет уже ничего, кроме прошлого, что связывало бы нас. А когда нет ничего кроме прошлого, тащить это в будущее не очень-то и хочется. Но Христос воскрес из мёртвых, а значит Он в силах победить и эту маленькую смерть во взаимоотношениях. 

Или все мы, в том числе и те, кто всё своё время посвятил служению Господу, были в ситуациях, когда мы не знали просто, что именно мы делаем на работе, зачем мы это делаем и кому всё это нужно. Однако Христос воскрес из мёртвых, а значит, что я могу до конца и не понимать того, что происходит на моей работе. Ученики тоже не понимали, что случится через три дня, когда Иисуса положили в могилу. Мне достаточно просто настолько хорошо выполнять то, что я призван делать, насколько возможно, ведь призвал меня к этому Сам Господь и труд мой прославляет Господа. 

Наконец, в самый радостный день, когда нам грустно от того, что он закончится. В самый горестный день, когда мы не можем себе представить, как нам теперь жить, мы можем всё изменить одной лишь фразой – «Христос воскрес», а значит, совсем скоро моей долгожданной радости, что проникает во все клеточки моего естества, не будет уже конца. Христос воскрес!

Он был смертен, но Бог; род Давидов, но Адамов Создатель; плотоносец, но бестелесен; по Матери-Деве описан, но неизмерим. Ясли вместили Его, но звезда вела к Нему волхвов, и принесшие дары пришли и преклонили пред Ним колена. Как человек, был Он в борении, но, как неодолимый, в троекратной борьбе препобедил искусителя. Вкушал Он пищу, но напитал тысячи, и воду претворил в вино. Крестился, но очистил грехи, но Дух громогласно провозгласил Его Сыном Безначального. Как смертный, погружался Он в сон и, как Бог, укрощал море. Утомлялся Он в пути, но у изнемогших укреплял силы и колена. Молился, но Кто же внял умиленным мольбам погибающих? Он был Жертва, но и Архиерей; Жрец, но и Бог; принес в дар Богу кровь, но очистил весь мир; вознесен на крест, но ко кресту пригвоздил грех.

(Святитель Григорий Богослов «О Сыне»)

Статья была полезна? Помогите нам публиковать побольше таких статей.

29/04/2022
69
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Мы больше не заложники окончательности смерти
Работает на Cornerstone