Воскресение Христа меняет моё восприятие смысла бытия
Пасхальная серия бесед

Воскресение Христа меняет моё восприятие смысла бытия

КАК НАЙТИ СМЫСЛ, КОГДА ВСЁ ВОКРУГ КАЖЕТСЯ БЕССМЫСЛЕННЫМ?

Казалось бы, какое отношение имеет то, как я воспринимаю вселенную, к тому, как я работаю, как воспитываю своих детей или как трачу свои деньги. Не то чтобы нас не интересовали глобальные вопросы бытия, мы просто не всегда можем связать их с процентной ставкой по ипотеке, а значит, предпочитаем о них и не думать вовсе. 

В своей книге «Рассказывая историю получше» Джошуа Чатра выделяет основные истории, которые захватывают умы и воображения людей сегодня. Однако каждая из них, будь это история поиска сладкой жизни, повесть достижений и карьерного роста, рассказ о страстной романтической любви или роман преображения мира, – все они зиждутся на том, как мы воспринимаем эпос появления нашей вселенной.  Это может быть как пессимистичная история вселенной, появившейся случайно, так и оптимистичная история того, что, несмотря на бессмысленность бытия и холодность мироздания, мы можем каким-то образом наполнить мир вокруг нас некой значимостью. Но проблема второго взгляда на вселенную в том, что оптимизм этот является совершенно слепым. Он не основан ни на чём. Но при этом нам всем чрезвычайно важно знать ответы на эти самые важные вопросы бытия. Например, философ Владимир Соловьёв саркастично отметил:

Человек произошёл от обезьяны, следовательно, мы должны любить друг друга.

(Владимир Соловьёв)

Проблема в том, что второе никак не вытекает из первого. Более того, призыв любить друг друга вообще никак не связан с эволюционным развитием человека. Именно на это и обращает внимание великий русский философ.

Апостол Павел не просто излагает аргументы, почему мы верим в воскресение Христа из мёртвых, но в самой середине своих размышлений он напоминает своей аудитории в Коринфе, что именно благодаря воскресению Иисуса наши представления об окружающем мире складываются в единое целое. Победа Христа над смертью самым кардинальным образом меняет наше восприятие смысла бытия, потому что оно не только напоминает нам о том, что является самой главной проблемой человечества, но и показывает, как Бог разрешил эту проблему на кресте. Более того, воскресение Христа из мёртвых приоткрывает завесу тайны, увлекая нас тем славным будущим, что ждёт всех тех, кто доверился Искупителю в этой жизни.

Но Христос действительно воскрес из мертвых! Он – первый плод среди тех, кто умер. И как смерть пришла в этот мир через одного человека, так через одного Человека пришло и воскресение мертвых. Как все умирают в Адаме, так все будут оживлены во Христе. Но каждый в своем порядке: вначале Христос, а потом, когда Он вернется, будем воскрешены и мы, принадлежащие Ему. И потом наступит конец, когда Он, уничтожив всякое начальство, всякую власть и силу, передаст Царство Богу Отцу. Христу предназначено царствовать до тех пор, пока Бог не повергнет всех врагов к Его ногам. Последний враг, который будет уничтожен, – это смерть. Ведь Бог «все подчинил под ноги Его». Когда говорится, что «все подчинил», то, конечно же, это «все» не включает в себя Того, Кто и подчинил Ему все. Когда же все будет Ему подчинено, тогда и Сам Сын будет подчинен Тому, Кто все подчинил Ему, чтобы Бог был все во всем.

(1 Послание Коринфянам 15:20-28)

ПЕРЕКРЁСТКИ ИСТОРИЙ

Мы привыкли потреблять, не задумываясь о том, как мы получаем то, что потребляем. То есть мы примеряем фразу, которую приписывают Отто фон Бисмарку: «Если вы любите колбасу и законы, вы не захотите наблюдать за тем, как делают одно или творят другое», – практически ко всем сферам жизни. Ну на самом деле, зачем обычному человеку знать, как именно работает телевизор, чтобы наслаждаться любимыми сериалами? К чему нам знать, как именно взлетает самолёт, если только он не несёт нас к долгожданному отпуску на море?

Подобная логика построена на глубочайшем доверии, о котором мы даже не задумываемся. Мы доверяем людям, которые делают нашу бытовую технику. Например, мы верим, что кофеварка не будет бить нас током всякий раз, когда кто-то её пытается включить. Мы верим не только пилотам самолётов, но и всем тем техникам, что обслуживают борт, пока он находится на земле. Мы вверяем свою жизнь в руки тех, кто следит за технической исправностью этих воздушных судов. Но как бы изменилось наше отношение к полёту, если бы мы вдруг услышали от инженера, обслуживающего двигатель, что на самом деле он, двигатель, появился на свет как-то случайно и доверия ему особо нет? А ведь, по сути, именно это мы всё чаще слышим от тех, кто не верит в Бога. Возьмите для примера слова самого обычного человека, чью цитату приводит пастор Тимоти Келлер в своей книге «Разбираясь с Богом»:

Когда телескоп Хаббл направили на чёрную точку в небе, размером не больше кончика карандаша, то он вскоре открыл 30000 галактик, которым было 13 миллиардов лет с триллионами звёзд и ещё большим количеством планет. Насколько вы значимы? …Вы не уникальная снежинка, в вас нет ничего особого, вы всего лишь ещё один кусок разлагающейся материи в компостной яме этого мира. Нет ничего существенного в чём-либо, что вы делаете. Всё, кроме этого осознания бессмысленности, суетно. Поэтому наслаждайтесь жизнью, восхищайтесь её тайнами и безгранично любите.

(«Кейси К», в комментариях к статье Тони Шварца «Нескончаемый поиск личных ценностей» в газете Нью Йорк Таймсот 1 мая 2015 года)

Мы вновь и вновь видим, что одно совсем не вытекает из другого. Невозможно наслаждаться потрясающей жизнью, когда ты понимаешь, что тебе отведена лишь роль компоста в этом мире. Оказавшись на перекрёстке, заставляющем нас задуматься о смысле бытия, не игнорируйте эти вопросы. Они стоят того, чтобы мы размышляли над ними. Не принимайте на веру бессмысленность бытия, исследуйте то, как воскресение Христа из мёртвых наполняет всю нашу жизнь значимостью, преображая даже те моменты, о которых вы не хотите вспоминать.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ВОСКРЕСЕНИЯ

Аргументы Павла о том, что Иисус на самом деле воскрес из мёртвых, весьма убедительны. Но что, если после смерти Христа Его тело просто захоронили в общей могиле? Например, нет ничего необычного в том, что мы не знаем, где могила знаменитого композитора Вольфганга Амадея Моцарта. Несмотря на все его достижения, он не был представителем знатного рода, а значит, не удостоился бы погребения в отдельной могиле. Тем более странно было бы ожидать, что римляне похоронили бы Иисуса, распятого, как преступника, отдельно от всех остальных преступников.

С этой версией есть три существенные проблемы. Во-первых, мы не встречаем её нигде в ранних документах. Если бы всё было так просто и лежало на поверхности, то неминуемо мы столкнулись бы с подобного рода предположением, ну или хотя бы увидели косвенное упоминание о нём, в ответах тех или иных ранних христианских авторов. Например, и это во-вторых, мы видим в Евангелии от Матфея как раз упоминание такой версии от «официальных лиц в Иерусалиме» о том, что произошло с телом Иисуса после погребения. Евангелист пишет о версии, что тело было украдено апостолами. То есть мы видим, что с самого начала были попытки скрыть каким-то образом тот факт, что тело Иисуса исчезло из могилы.

Женщины еще были в пути, когда несколько человек из стражи пришли в город и рассказали обо всем первосвященникам. 12 Первосвященники посовещались со старейшинами и разработали план. Они дали солдатам много денег и сказали: «Говорите всем так: «Его ученики пришли ночью и выкрали Его, пока мы спали». А если это дойдет до наместника, мы с ним поговорим, и тем вас избавим от неприятностей». Солдаты взяли деньги и поступили так, как их научили. И эта выдумка распространена среди иудеев и по сегодняшний день.

(Евангелие от Матфея 28:11-15)

Естественно, версия эта не совсем состоятельна, поскольку предполагала, что те самые апостолы, которые в ужасе разбежались и спрятались, пойдут на неимоверный риск ради не совсем понятной выгоды. Ведь никто из учеников Иисуса не снискал какой-то финансовой выгоды из этой ситуации, практически все они, за исключением Иоанна, приняли мученическую смерть, до конца отстаивая, что Иисус на самом деле воскрес из мёртвых. Вот как описывает это Чарльз Колсон, в прошлом специальный помощник президента Никсона, получивший реальный тюремный срок за его роль в Уотергейтском скандале:

Я знаю, что воскресение является историческим фактом, и Уоттергейт доказал это мне. Как? Потому что 12 человек, утверждавших, что видели Иисуса воскресшим, провозглашавших это на протяжении 40 лет, ни разу не отказались от своих слов. Каждый из них был избит, истязаем, побиваем камнями и заключён под стражу. Они бы не вынесли этого всего, если бы это было неправдой. В Уотергейт было впутано 12 одних из самых влиятельных людей на Земле, и они не могли продолжать лгать и три недели. А вы говорите мне, что 12 апостолов могли лгать на протяжении 40 лет? Это совершенно невозможно!

(Чарльз Колсон)

А кроме всего прочего, ученики не смогли бы придумать версию с воскресением из мёртвых, поскольку она шла вразрез со всем, что они знали. Такая идея была просто чужда всему их жизненному опыту. Ожидать, что группа не самых образованных людей своего времени сможет придумать что-то подобное, было бы странно.

Наконец, в Евангелиях мы сталкиваемся с объяснением, почему и как Иисус был погребён. Авторы этих жизнеописаний Христа не принимают за данность, что их Учителя похоронили в отдельной могиле. Вот как описывает это погребение Евангелист Иоанн, один из самых близких учеников Иисуса:

После этого Иосиф из Аримафеи попросил Пилата отдать ему тело Иисуса. Иосиф был учеником Иисуса, но тайным, из страха перед иудеями. С позволения Пилата он пришел и забрал тело. С Иосифом был Никодим, который как-то приходил к Иисусу ночью. Никодим принес смесь из смирны и алоэ, литр около ста. Они сняли тело Иисуса и завернули его вместе с бальзамом в пелены из льняной ткани. Таков был иудейский погребальный обычай. Там, где Иисуса распяли, был сад, и в саду – новая гробница, где еще никого не хоронили. Так как это была пятница – день приготовления к Пасхе, а гробница была рядом, то они положили там Иисуса.

(Евангелие от Иоанна 20:38-42)

Всё это подводит нас к простому выводу. Иисус на самом деле был похоронен в гробнице, а не в общей могиле, и на третий день Его тело из этой гробницы исчезло, после чего Он являлся довольно большому числу людей. Наиболее логичным объяснением этого является Его воскресение из мёртвых. Возможно, кому-то из нас весьма сложно принять это объяснение, но любые альтернативные теории являются ещё более «чудесными», чем эта версия.

ПОВОД ЗАДУМАТЬСЯ

Периодически в нашей жизни происходят события, которые заставляют нас содрогнуться. Это может быть болезнь или смерть близкого человека. А бывает, что это происходит тогда, когда мы теряем работу или лишаемся любви. Не только потеря жизни, но и потеря семьи может выбить нас из жизненной колеи. Мы все в чём-то напоминаем тех самых трёх поросят из сказки. Мы так гордимся авторским дизайном нашего уютного домика из сена и соломы, что нам и невдомёк, что достаточно лёгкого дуновения ветра, чтобы мир этот разлетелся на куски. Наша проблема в том, что мы настолько были увлечены фасадом жизни, что не потратили достаточного времени на то, чтобы посмотреть на фундамент, на котором мы выстраиваем всю свою жизнь. Ведь всё, кажется, в нашей жизни хорошо, но ровно до того момента, когда какое-то событие не выбивает нас из привычной колеи.

Если бы нам довелось увидеть воочию распятие человека на кресте, мы были бы шокированы до глубины души. Этот варварский способ убийства ещё долго бы преследовал нас в ночных кошмарах. Увидь мы смерть Спасителя на кресте, осознавая, что Он принимает на себя нашу гибель и наказание за наши грехи, и мы никогда уже не были бы прежними. Но гибель Христа не была обычной смертью. Фил Кегги в своей песне «Творец мирозданья» помогает понять всю глубину и трагедию произошедшего. Кегги, например, напоминает, что Иисус создал железную руду, спрятал её в глубинах гор. Именно эта руда стала гвоздями, пронзившими плоть:

Творец мирозданья, Человек, за человека проклятый…
Святые персты Твои создали тёрн, сплетённый в терновый венец…
Ты создал лес и деревья все в нём, включая то, что стало Твоим крестом…

(Фил Кегги «Творец мирозданья»)

Переходя к Солнцу, Кегги упоминает, что Творец указал этой звезде, где ей светить, но сейчас, видя смерть Своего Создателя, Солнце прячет от Него свой лик. И даже могила, в которую поместили тело Христа, была создана Богом. Эта песнь в поэтической форме воссоздаёт события того трагического вечера на Голгофе, когда Иисус погиб на кресте. После Его смерти произошло одновременно солнечное затмение и землетрясение. Оба эти события подтверждаются независимыми историческими источниками. Но было бы ошибкой считать, что относились они лишь к тому, что происходило здесь, на Земле. Всю вселенную лихорадило, всё мироздание содрогалось в плаче, когда погиб Создатель. Представьте себе, как смерть любимого близкого человека, скажем, родителей, опустошает любого из нас, и вы сможете вообразить хоть в малой степени всё то, что произошло в тот день недалеко от Иерусалима. И всё это происходит лишь ради одного – чтобы выкупить каждого из нас из рабства греха и выпустить нас наконец-то из могилы. Смерть Христа потрясла вселенную, чтобы ничто больше не сотрясало так мою жизнь.

Приняли ли вы это жертву за вас? Стала ли эта гибель фундаментом вашей жизни? Если вы ещё не сделали этот шаг к Богу, сделайте его прямо сейчас, доверив свою жизнь Христу и приняв Его дар в тихой молитве покаяния между вами и Богом. Расскажите всем вокруг вас об этом решении таинством святого водного крещения.

ПРИМЕНЕНИЕ

Мы и не отдаём себе отчёт в том, какое влияние оказывает на нас порой популярная культура. Порой именно она навязывает нам то, во что мы верим в глубине души. Наше отношение к деньгам, к сексуальной этике, к работе, к семье, к самым фундаментальным и базовым вопросам нашей жизни формируется огромным количеством историй, что мы поглощаем каждый день, иногда даже не замечая этого. Всё это формирует наше мировоззрение. Салман Рушди в своей автобиографии вспоминает о том, как его отец рассказывал ему древние истории. Рушди пишет:

Человек – это животное, рассказывающее истории, единственное создание на земле, что погружается в повествование, чтобы понять, что он из себя представляет.

(Салман Рушди «Джозеф Антон. Мемуары»)

Кто-то находит выход из этой ситуации в том, чтобы попытаться оградиться от этого мира и всего того, что в нём происходит. Одни уходят в монастырь, другие превращают свою жизнь в монашескую келью. Но противостоять внешнему давлению можно лишь внутренним сопротивлением. Смысл не в отчуждении, но в преображении сердца. А для этого мы должны наполнять наше сознание историями о происхождении мира и о том преображении, что ждёт мир в будущем. Апостол Павел призывает нас:

Не приспосабливайтесь к образу жизни этого мира, но преображайтесь, обновляя ваш разум, чтобы вы сами могли постигать волю Божью, благую, угодную и совершенную.

(Послание Римлянам 12:2)

Не занимайте пассивную позицию принятия навязываемых вам ценностей. Постарайтесь продумать те ответы на самые сокровенные вопросы жизни, которые дарит нам наша вера. Вернитесь к тому, чтобы переосмыслить, как наши взаимоотношения с Богом объясняют проблемы, с которыми сталкивается каждый из нас, какие пути решения она дарит нам и какой надеждой награждает.

Джон Полкинхорн, профессор физики и математики Кембриджского университета, ставший затем священником, пишет:

Теист и атеист одинаково изучают бытие человека и жизненный опыт, но предлагают совершенно несовместимые объяснения оного. Я утверждаю, что объяснение тех, кто верит в Бога, намного более полное и объёмное, чем то, что предлагают нам атеисты. Не то, чтобы атеисты были глупее, они просто отвечают на меньшее количество вопросов, что стоят перед нами…

(Джон Полкинхорн «Вера физика»)

Статья была полезна? Помогите нам публиковать побольше таких статей.

19/03/2021
59
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже 63 статьи.
Вы тоже можете
Воскресение Христа меняет моё восприятие смысла бытия
Работает на Cornerstone