Итоговый документ. Всероссийский форум «Религия в контексте политической и конституционно-правовой системы Российской Федерации»

Итоговый документ. Всероссийский форум «Религия в контексте политической и конституционно-правовой системы Российской Федерации»

16 и 17 октября в Общественной Палате РФ состоялся Всероссийский форум «Религия в контексте политической и конституционно-правовой системы Российской Федерации» приуроченный к 25-летию принятия Конституции Российской Федерации и 100-летию Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви.

Организаторами мероприятия выступили Комиссия по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Общественной палаты Российской Федерации, Постоянная комиссия по культурным правам, образованию и науке Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, Комиссия по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, Кафедра государственно-конфессиональных отношений ИГСУ Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Российская ассоциация защиты религиозной свободы (РАРС), «Славянский правовой центр» (СПЦ).

В работе Форума приняли участие специалисты и эксперты, включенные в сферу религиозных гражданско-политических отношений, – представители Администрации Президента РФ, Государственной Думы, Правительства РФ, Минэкономразвития, Минтруда, Минкультуры, Минобразования, Минпросвещения и Рособрнадзора, Министерства юстиции, МВД, ФСБ, Генпрокуратуры, Следственного комитета, ФАДН, Общественной палаты РФ, религиозных и общественных организаций – юристы, адвокаты и правозащитники, религиоведы и отраслевые исследователи религии.

Участники форума отметили усилия государства по созданию комфортных условий деятельности религиозных объединений в стране и оказанию им помощи в решении актуальных вопросов. На форуме были рассмотрены основные вопросы правового регулирования и проблемы в области религиозной деятельности, развитие волонтерского движения среди верующих, вопросы реализации свободы совести в контексте антиэкстремистского законодательства, земельные и имущественные отношения религиозных объединений, экспертная деятельность в религиозной сфере, а так же взаимодействие религиозных организаций с органами власти и местного самоуправления. Были отмечены и сформулированы основные проблемы по этим темам, требующие дальнейшего решения.

По итогам Форума участники приняли следующий Итоговый документ, направленный на совершенствование государственно-религиозных отношений и усиление гарантий конституционной свободы совести и вероисповедания в нашей стране.

В области законодательства

1. Ряд положений Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" не отвечает требованиям, предъявляемым к правовым нормам, а именно определенности, ясности, недвусмысленности и их согласованности в системе действующего правового регулирования, что влечет за собой противоречивую правоприменительную практику. Предлагается внести изменения в ряд положений закона, а именно:
• Уточнить понятие миссионерской деятельности с тем, чтобы разграничить миссионерскую деятельность религиозных объединений и распространение гражданами своих личных религиозных убеждений.
• Уточнить требования к маркировке литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов, распространяемых религиозными организациями в рамках осуществления от ее имени миссионерской деятельности.
• Регламентировать порядок создания религиозной группы, установив в законе момент и условия, при которых религиозная группа может считаться созданной.
2. Устранить имеющееся противоречие между пунктом 3.2 статьи 22 Жилищного кодекса РФ и положениями Федерального закона от 30.11.2010 г. № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» в части запрета на перевод жилого помещения в нежилое помещение в целях осуществления религиозной деятельности.
3. Внести изменения в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности":
Уточнить понятие «религиозное превосходство» как действий или призывов, направленных на умаление прав граждан по причине их принадлежности к определённой религии.
Уточнить понятие «экстремистской деятельности», как действий, связанных исключительно с применением насилия или призывами к его применению.
Исключить из федерального закона институт признания материалов экстремистскими, а также их включение в федеральный список экстремистских материалов.
4. Внести изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", кодифицировав законодательство, регламентирующее образовательную деятельность духовных образовательных организаций, а также установить, что духовные образовательные организации, созданные централизованными религиозными организациями, являются отдельным типом образовательных организаций.
5. Внести изменения в Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", установив, что специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда священнослужителей и иного религиозного персонала религиозных организаций.
6. В Государственной Думе Федерального собрания РФ находится на рассмотрении Проект Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле", который предусматривает рискоориентированный подход при проведении проверочных мероприятий в отношении юридических лиц. Законодательный акт предполагает, что проверяющим органам будет позволено оценивать риск неисполнения юридическими лицами требований законодательства, присваивая им класс опасности, в зависимости от которого будут определяться частота проведения проверок и порядок их проведения. Проект подготовлен без учета специфики и особенностей деятельности религиозных организаций. Рекомендовать отклонить законопроект в данном виде.
7. В соответствии с Постановлением Правительства РФ №272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей», органы государственной власти субъектов федерации относят места проведения богослужений и иных религиозных обрядов и церемоний к местам массового пребывания людей даже в том случае, если эти помещения наполняются людьми в установленном этим постановлением количестве только несколько раз в год. Рекомендовать внести в указанное постановление изменения с учетом деятельности специфики и особенностей деятельности религиозных организаций.

В области правоприменения

1. Обратиться в Верховный Суд РФ с предложением обобщить судебную практику по делам, связанным с реализацией конституционного права на свободу совести и деятельностью религиозных объединений. Рекомендовать при этом обратить особое внимание на судебную практику по делам об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями Кодекса РФ об административных правонарушениях:
• 5.26 «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях» - маркировка литературы и иных материалов; указание полного наименования религиозными организациями при осуществлении деятельности; миссионерская деятельность;
• 8.8 «Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению» - использование земельных участков под зданиями и сооружениями, в которых разрешено беспрепятственное совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
• 19.7 «Непредставление сведений (информации)» - в части привлечения к ответственности за не подачу уведомления о создании религиозной группы при осуществлении гражданами коллективного исповедания веры без создания религиозного объединения;
• 18.8 «Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации» - в части возможности реализации иностранными гражданами права на свободу вероисповедания вне зависимости от цели въезда в Российскую Федерацию и режима пребывания.
2. В целях повышения квалификации, уровня специализированных знаний сотрудников МВД, Прокуратуры РФ, СК РФ.
• Просить Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ направить в регионы памятку, изданную Советом.
• Возобновить обучение и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих на Кафедре государственно-конфессиональных отношений РАНХиГС.
• Рекомендовать специализированным ВУЗам, осуществляющим подготовку кадров для правоохранительных органов включить в учебную программу курс «Юридическое религиоведение».
3. В целях обеспечения объективности и повышения уровня проведения религиоведческой экспертизы:
• Предложить Министерству юстиции РФ создать реестр экспертов-религиоведов, рекомендуемых для привлечения к проведению религиоведческой экспертизы, а также определить критерии включения в данный реестр.
• Создать механизм правовой защиты экспертов.

В области образовательной деятельности религиозных объединений

• Необходимо создать Консультативный совет при Министерстве науки и высшего образования по вопросам духовных образовательных организаций.
• Рекомендовать Рособрнадзору, при осуществлении проверок привлекать в качестве экспертов специалистов именно в области духовных образовательных организаций.
Иные вопросы государственно-религиозных отношений
1. Разработать и принять концепцию государственно-конфессиональных (религиозных) отношений на федеральном уровне.
2. Актуализировать взаимодействие с религиозными организациям по гармонизации государственно-религиозных отношений и, в частности, не перекладывая это взаимодействие на правоохранительные структуры.
3. Конкретизировать механизмы взаимодействия государственных органов с религиозными объединениями на региональном уровне, в том числе по созданию советов по взаимодействию.
4. Развивать добровольчество (волонтерство), в частности:
• регламентировать деятельность реабилитационных центров.
• применять санитарные нормы (СанПИН) к мероприятиям, проводимым религиозными организациями в соответствии с их внутренними установлениями (требования к базам отдыха, трапезным и т.п.).
• Рекомендовать чиновникам и СМИ использовать терминологию, содержащуюся в законодательстве о свободе совести и о религиозных объединениях, избегая использования уничижительных слов и понятий.

Источник: sclj.ru

 

Статья была полезна? Помогите нам публиковать побольше таких статей.

12/12/2018
234
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Работает на Cornerstone