Сергей Егоров: «Сегодня мы не только изучаем прошлое, но и вдохновляем новые поколения исследователей»

Сергей Егоров: «Сегодня мы не только изучаем прошлое, но и вдохновляем новые поколения исследователей»

В январе 2018 года стартовал исследовательский и просветительский проект Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) «Духовное наследие подвижников земли русской».

Продолжаем знакомство с исследователями проекта, предлагаем вашему вниманию интервью с историком Сергеем Егоровым, исследователем проекта «Духовное наследие подвижников земли русской».

Оксана Куропаткина: В январе 2018 года началась работа в рамках исследовательского и просветительского проекта «Духовное наследие подвижников земли русской». Чего Вы как участник проектной группы ожидаете от данного проекта?

Сергей Егоров: История российских евангельских церквей довольно давно интересует как специалистов, так и рядовых читателей. Исследования в данном направлении ведутся не одно десятилетие, но пять-шесть лет назад они стали особенно интенсивными. Текущий проект является их логическим продолжением. У проекта две основные задачи – найти сведения в архивных документах, которые прежде не видели специалисты, и рассказать об увиденном как можно большему числу людей. Понимая масштаб и сложность запланированной работы, я с надеждой ожидаю, что названные задачи будут решены достаточно эффективно и качественно.

О.К.: Является ли этот проект чем-то новым для Вас? Есть ли у Вас опыт участия в подобных проектах?

С.Е.: Я участвовал в разных исследовательских проектах, в том числе и в сфере изучения истории евангельского движения в России. Когда я только начинал работать в архивах, ситуация была довольно грустной: на одних документах совсем не было отметок о прочтении, на других они были, но в небольшом количестве. Исследования в данном направлении вели отдельные энтузиасты, поэтому достаточно масштабную работу было почти невозможно осуществить. Сегодня ситуация несколько изменилась, однако во многих архивных фондах все еще остаются неизученные материалы. Благо теперь существуют крупные исследовательские проекты, в том числе и наш проект, посвященный духовным подвижникам нашего Отечества.

О.К.: Чем Вам лично интересен данный проект?

С.Е.: Я ощущаю личную ответственность за то, чтобы значимые события церковной истории были известны всем желающим, а не терялись в холоде архивных хранилищ. Долгие годы многие документы были засекречены и потому недоступны для широкой аудитории. Некоторое время назад часть фондов стала открыта для профильных специалистов, однако рядовые читатели по-прежнему не могут ознакомиться с текстами исторических источников. Я же считаю важным сделать так, чтобы любой желающий мог прочитать написанное не в пересказе, а в оригинале. Поэтому я и участвую в данном проекте, как участвовал и в предшествующих.

О.К.: Может ли этот проект быть интересен обычным верующим, в том числе и не-протестантам, и если да, то чем?

С.Е.: Что касается верующих-протестантов, история евангельского движения в России может помочь им понять ту важную роль, которую они играют в нашей стране уже много веков. Также это может показать, что те сложности и то противодействие, с которым приходится сталкиваться современным церквям, существовали и в прежние годы. То, что притеснения советской эпохи не смогли уничтожить протестантские церкви, может дать надежду современным христианам. Что касается верующих других конфессий, им также могут быть интересны результаты данного исследования. Смотря на историю протестантов, они могут увидеть что-то очень близкое и знакомое им из своей собственной истории, которая в XX веке была во многом схожа.

О.К.: Тема сходства в последние годы все чаще дискутируется в различных сообществах. Как Вы относитесь к тому, что в протестантских церквях складывается «около-житийная» манера описания жизни подвижников?

С.Е.: Исторически сложилось так, что российские протестанты служат в контексте культурных традиций восточного христианства. Эти традиции в том или ином виде попадают в протестантскую культуру и привносят в нее новые компоненты. Подобные процессы можно наблюдать не только в России, но и в разных регионах мира. Иногда это происходит осознанно, для того чтобы миссионерская работа шла более эффективно, однако чаще – без специального осмысления. Лично мне сама тенденция представляется вполне логичной. Главное чтобы биографии служителей все же были правдивыми текстами, а не превращались в героический эпос… Но для этого и нужны исследователи – чтобы помогать проверять факты и корректно писать о прошлом.

О.К.: Как Вы думаете, будет ли у проекта продолжение?

С.Е.: Я надеюсь, что в будущем мы увидим еще целую серию различных проектов, которые будут реализовывать в том числе и новые историки. Сегодня мы не только изучаем прошлое, но и вдохновляем новые поколения исследователей. Для большинства читателей наши книги и статьи – лишь источник интересных рассказов о прошлом.

Однако для некоторых из них эти тексты могут стать призывом самим заняться профессиональными исследованиями. Такие люди и продолжат изучать то, до чего мы не сумеем добраться.

Беседовала Оксана Куропаткина, религиовед, кандидат культурологии и заместитель директора Центра изучения и развития межкультурных отношений.

Интервью проведено в рамках социально-значимого проекта «Духовное наследие подвижников земли русской», реализуемого на средства государственной поддержки, выделенной в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 03.04.2017 года № 93-рп «Об обеспечении в 2017 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина».

 

Статья была полезна? Помогите нам публиковать побольше таких статей.

16/02/2018
292
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Сергей Егоров: «Сегодня мы не только изучаем прошлое, но и вдохновляем новые поколения исследователей»
Работает на Cornerstone