Несколько недель тому назад внезапно скончался певец Принс, и по всему интернету, тв и радио пронеслась волна воспоминаний о его жизни и творчестве.
Его смерть произвела шокирующее и трагическое впечатление ещё и потому, что ему было всего 57 лет.
Также, как и в случае с Дэвидом Боуи, который ушёл из жизни в январе, через неделю после смерти альбом Принса взлетел на первое место Биллборда впервые за последние 10 лет.
Достаточно немного прокрутить вниз новостную ленту, чтобы наткнуться на всевозможные статьи о том, какое наследие оставила после себя та или иная знаменитость, и какое влияние оказала на наш мир.
Любая смерть – это причина для скорби. Но в культуре, где знаменитые рулят, размах всеобщего огорчения по поводу смерти «звезды» не сравним ни с чем, даже в случаях массовой гибели людей.
Но как же реагировать христианам – не только в случаях смерти тех, чей труд привлёк к себе всеобщее внимание, но и в случаях смерти неизвестных никому людей из-за болезни, преступления или трагедии?
Никаких особых почестей
Иисус говорил Своим последователям о новом Царстве – таком, где первый окажется последним, а последний – первым.
Во 2-ой главе послания к Римлянам Павел рассуждает о суде Божьем. В ходе отрывка (а он в основном о благодати – «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого») Павел использует одну из основополагающих истин Евангелия для вывода о том, как судит Бог: «Ибо нет лицеприятия у Бога» (Римл. 2:11).
А в переводе Библии Короля Иакова этот стих звучит даже так: «ибо Бог не оказывает кому-то особых почестей».
Хотя он чётко говорит о Божьем гневе и милости, идея отсутствия у Бога любимчиков – одна из самых радикальных концепций в Евангелии.
Вплоть до того момента, благословения можно было передать по наследству. Быть богатым, известным или иметь власть означало иметь и духовное преимущество перед другими. Царей и властителей в прошлые века буквально боготворили и им поклонялись. Социальный статус был своего рода признак божественной благосклонности.
Послание же Иисуса подрывает в корне данную идею. Иисус учил Своих последователей о новом Царстве – таком, где первые станут последними, а последние – первыми.
В 18-ой главе Евангелия от Луки ученики Иисуса упрекали родителей за то, что те привели к Иисусу своих детей. По мнению учеников, дети были совсем не так важны, как взрослые. Они считали, что внимание Иисуса надо было сохранить для более достойных.
И вновь Иисус предлагает совершенно иную мысль. Он сказал им: «пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него».
Да, учение про отношение сердца (быть «как дети»), но также и про то, чтобы помочь нам переосмыслить значение «важности» людей в сравнении друг с другом.
Во 2-ой главе послания Иакова апостол наставляет раннюю церковь о том, как применить данную концепцию в их конкретных общинах.
«Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица. Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, — то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?»
Позже он добавляет:
«Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, — хорошо делаете. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками».
Плачьте с плачущими
В Библии ясно сказано, что наша скорбь и сочувствие не должно распространяться только на известные личности.
СМИ, развлекательные каналы в рамках поп-культуры делают сенсацию практически из каждой смерти знаменитостей. Так оно и будет продолжаться, и это нельзя назвать признаком морального спада в обществе. Признание толпы – это то же коллективное любопытство.
И нет ничего ужасно неправильного в том, что смерть знаменитости вызывает такой резонанс в общественном сознании. В конце концов, люди, купившие музыку талантливого музыканта, прочитавшие интервью с известным человеком, полюбившие картины великого художника, знающие о его или её вкладе в культуру человечества, имеют право узнать о кончине этих людей.
Однако существует огромная разница между неподдельным интересом и неуместной скорбью.
В Библии ясно сказано, что наша скорбь и искреннее сожаление не должно распространяться только на известные личности. Нужно скорбеть по каждой жертве трагедии. Неспроста ведь сразу после стиха «плачьте с плачущими» в 12-й главе послания к Римлянам говорится: «Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным».
Нам порой кажется будто мы знакомы лично со знаменитостями, так как мы постоянно видим их по ТВ. И, естественно, сми будут много говорить о них после их смерти. Чувство утраты естественно для всех.
Но именно поэтому важно напоминать себе о библейском принципе насчёт любимчиков. Мы должны воспринимать трагедии с одинаковой болью и глубоко скорбеть по каждой жертве.
Каждого из нас время от времени уносит волна воспоминаний и мы долго переживаем из-за смерти известного человека, погоревав совсем чуть-чуть о ком-то, чьё имя никогда уже не станет знаменитым. Это естественная реакция, но мы не должны потакать ей.
Каждая жизнь важна для Бога – и для нас должна быть тоже, известная или неизвестная.