Подводные камни «удобной» щедрости
Подводные камни удобной щедрости

Подводные камни «удобной» щедрости

Есть над чем задуматься в эпоху краудфандинга – коллективного финансирования проектов.

Несколько лет назад я открыл для себя существование вебсайтов крупных фондов для массовых сборов средств, объединения коллективных добровольных доноров.  Признаюсь, тогда я подумал, что идея просто гениальна. Лежишь себе на диване, просматриваешь фейсбук, жмёшь по ссылке, чтобы пожертвовать 5 баксов какой-нибудь семье, на какое-то событие, на какое-нибудь срочное дело и так далее. Сделав это, с довольным лицом чувствуешь себя поистине щедрым человеком. Ну, а нуждающиеся в средствах получают всё, что им надо. Так что, и волки сыты, и овцы целы!

В конце концов, щедрым ведь быть хорошо, да?  

Конечно, щедрость – великая вещь, но разве к такому виду удобного подаяния призывает нас Бог? Не могу с уверенностью сказать да.

Вот вам пример: согласно официальным данным сайта GoFundMe в прошлом году через это сайт был пожертвован 1 млрд долларов, т.е. в среднем каждый день по 4 млн долларов. Первые пять причин пожертвований – медицина, образование, добровольная помощь, экстренные ситуации и спорт.

Этот сайт берёт 0.5% от каждой пожертвованной суммы.  Значит, GoFundMe срубил в прошлом году 5 млн долларов.  

Как мы видим, суммы довольно приличные, но я не хочу критиковать тут сами цифры, так как щедрость – это хорошо. К тому же, сайты вроде GoFundMe предоставили людям потрясающие возможности.

Но пассивное подаяние, хоть и удобное, лишает дающего прекрасного чувства жертвенности, а получателя – реальных отношений.

Нам следует оставаться щедрыми в плане денег, времени и других ресурсов, но мы должны делать это с душой, вкладывая в наши действия всё сердце, а не просто подбрасывать в общую кучу пару монет. Предлагаю обдумать следующие мысли насчёт пожертвований, если мы хотим делать это через различные фонды:

«Кампании» заставляют нас сравнивать случаи и истории, чтобы выбрать тех, кто заслуживает помощи более остальных.

Меня всегда мучил один вопрос – почему одни кампании по массовому сбору средств эффективнее других, при том, что вроде бы занимаются одним и тем же?

Я думаю, что тут играет роль маркетинговый подход. Идея «подборки» самой трагичной человеческой истории плохо укладывается у меня в сознании. Но иногда, бывает, читаешь историю, и наворачиваются слёзы. А на других сайтах читаешь о похожей трагедии, но уже не так «цепляет».

Значит ли это, что одна история заслуживает больше помощи, чем другая? Конечно же, нет. Зато на наших нервах поиграли, и мы повелись вслед за более «трогательной» историей. Чем больше мы сопереживаем, тем больше стремимся стать частью истории в конкретном случае. Поэтому мы охотнее жертвуем на то, что привлекло наше внимание и чувства, хотя «нужда»-то была одна и та же.

Не поймите меня неправильно, если нас призывает Господь помочь в определённой ситуации, то надо отзываться на призыв. Но всегда удостоверьтесь вначале, что это и вправду призыв, исследуйте своё сердце и свои мотивы, чтобы быть уверенными – призыв ли свыше или просто внутренняя реакция, позыв на душещипательный рассказ.

Для себя я нашла следующий выход, дабы не вовлекаться в систему выбора и отсева: я перечисляю средства некоммерческим организациям, за деятельность которых я радею всей душой. Большинство организаций имеют чёткие критерии по отбору нужд. Жертвуя им, вы можете быть уверены, что возможно ваши деньги помогут сразу нескольким людям.  

Коллективное финансирование может оказаться жалким подобием единства в обществе.  

Я прекрасно знаю, что такое сбор финансовой поддержки. Как руководитель молодёжного служения с нашей маленькой и не без проблем церкви, я часто придумываю разные способы, как найти средства на тот или иной проект и мероприятие нашей группы. Больше всего ободряло, когда люди давали нам деньги, хотя никто не просил их об этом, от души, как говорится. Или когда люди подходили к нам и говорили, что верят в нас и наше благое дело, и что хотят поддерживать нас разными способами. Деньги – всего лишь один из видов поддержки, на нужды можно отвечать очень по-разному. Нам важно знать, что люди заботятся и думают о нас.  

Понятно, что деньги говорят сами за себя, и людям часто просто нужна куча банкнот, чтобы оплатить медицинские услуги, аренду, ремонт машины, конференцию для молодёжи, и т.д.

Но людям, прежде всего, нужен Спаситель, Который любит их, и Который  привлекает внимание других людей к их нуждам, чтобы помочь на практике, а не только на словах. Если вы пожертвуете то на одну, то на другую кампанию пару-тройку баксов, то окажете кратковременную помощь, а местное сообщество верующих, которые помогают вам из любви к вам разными способами, оказывает длительное влияние и имеет вечные результаты.

Как дающие, так и принимающие, все мы должны осознавать, что финансирование, хоть и необходимая вещь, не может заменить собой живых людей, которые готовы быть руками и ногами того благого Бога, Который любит их.

Пассивное подаяние, хоть и удобное, лишает дающего прекрасного чувства жертвенности, а получателя – реальных отношений.  

Коллективное финансирование может начать отражать политические взгляды, а политика разделяет людей.

Помню читала одну историю под названием «Пицца воспоминаний» – о пиццерии, которая собрала почти $840,000, чтобы возместить убытки от распавшегося бизнеса после того, как они отказались устроить в своих стенах свадебный фуршет для гомосексуальной пары по религиозным соображениям.   

Я и многие мои друзья христиане, не могли поверить происходящему. Вы можете быть на любой стороне баррикад по этому вопросу, но 840 тысяч долларов может круто изменить вашу жизнь. Честно, мне казалось, что эти деньги можно было пустить на какое-то более неотложное дело. Например, перечислить их в фонд TheWaterProject.org, который собирает средства для артезианских колодцев в африканских глубинках. Один колодец стоит около 30000 долларов, и он спас бы жизни 3000 людей, дав им источник чистой пригодной для жизни воды. А 840000 долларов могли бы изменить жизни 84000 человек.

Бог любит доброхотно дающего, и куда ни глянь, везде нуждающиеся, причём не только финансово, а вообще, людям тяжело живётся в этом несовершенном мире, и им нужно знать, что кто-то их любит.

К тому же, такой наплыв средств некорректно отразил взгляды всех христиан. Мне пришлось нелегко, отвечая на вопросы своих неверующих друзей о том, почему христиане готовы отдать так много ради политической идеи, вместо того, чтобы отдать эти деньги бедным. Я задавала себе тот же вопрос.

Деньги действительно говорят, а вот языки нам иногда стоит прикусить. Направление наших средств говорит о наших принципах и любви, и это хорошо. Однако я считаю, что жертвовать в качестве противоядия – то есть заграждать путь возникшей якобы несправедливости – это просто опасно. Истории по новостям доходят до нас в сильно раздутом виде. Легко поддаться своим эмоциям и принять решение на их основе. На собственном опыте проверено, что решения, принятые на эмоциях, обычно были не самыми лучшими.

Я не призываю вас перестать жертвовать на крупные кампании по массовому сбору средств. Я говорю о том, что Бог любит радостно дающего, и что нужды есть повсюду, и не только финансовые, а вообще, людям тяжело живётся в этом падшем мире, и им нужно знать, что кто-то их любит.

Каждый их нас был сотворён с какой-то страстью в жизни и целью. Продвигаясь к цели, важно помнить, что всё, что у нас есть, было дано нам заботливым Богом. Давайте не будем приуменьшать ценность этих даров, делясь с ними лишь, когда нам ничего это не стоит, или когда нас продавили эмоционально. Щедрость – это гораздо больше. Давайте жертвовать с умом, с молитвой, вкладывая смысл в наши действия, даже, когда это не очень удобно. 

Опубликовано с разрешения

Уведомления о появлении новых статей могут приходить к вам лично через разные каналы:

Фейсбук, ВКонтакте, Твиттер, Гуггл, Телеграм. Не упустите возможность быть в курсе.

20/02/2016
Темы:
Благотворительность
2081
3
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Анна Приемышева, Игорь Аленин
| 25 июн |
3409
Как супружеской паре планировать свои пожертвования
Полезные советы для семейной благотворительности.
Боб Долл, Лесли Долл
| 30 ноя |
492
Гордыня доброго человека
Мы как-то не заметили, что любое доброе дело у нас выливается в пост в соцсети.
Николай Шмыткин
| 6 мар |
1396
Почему мы такие скряги?
Три заблуждения, убивающие в нас щедрость.
Аманда Форман
| 29 май |
2968
Сострадание, стыд и лев Сесил
Как забота о «меньших сих» может вырасти во что-то большое
Люси Уорли
| 18 авг |
2673
Работает на Cornerstone