Были ли у Иисуса ученики-женщины?  
Были ли у Иисуса ученики-женщины?  

Были ли у Иисуса ученики-женщины?  

Феминисты часто называют христианство угнетателем женщин. Но это не так.

«Почему у Иисуса не было учеников-женщин?» Моя 9-летняя Элиза всегда задает самые трудные вопросы, и они сыплются на меня стремительным огнем. Довольно часто, когда она начинает свои расспросы, я отвечаю: «Я не знаю наверняка». Часть моей работы как родителя заключается в том, чтобы честно отвечать, если я не знаю. Но когда она задала этот вопрос, я просто улыбнулась и ответила: «Были«. 

У Элизы были веские причины для своего вопроса. Начало 12 коленам Израиля положили 12 сыновей внука Авраама Иакова, и Иисус избрал 12 еврейских мужчин в качестве своих «апостолов», возвестив новое начало для Божьего народа (Матф.  19:28; Луки 22:30). Марк описывает апостолов следующим образом: «Он поставил двенадцать (которых и назвал апостолами), чтобы они были с Ним, и послал их проповедовать и иметь власть изгонять бесов» (Марк 3:14-15). С этого момента, когда Марк употребляет слово «ученики», он, как правило, имеет в виду этих 12 апостолов. 

Ученики Иисуса женского пола

Но Лука объясняет, что эти 12 были подмножеством учеников Иисуса. После ночи молитвы Иисус «призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которым дал имя: Апостолы» (Луки 6:13). А как насчет большей группы учеников, которые странствовали с Иисусом? Лука дает понять, что в эту большую группу входило много женщин. 

Рассказав историю о том, как Иисус простил известную грешницу и превознес ее над сознательным религиозным человеком, Лука пишет

Вскоре после этого [Иисус] пошел по городам и селениям, провозглашая и неся благую весть о Царствии Божием. И были с Ним двенадцать, а также некоторые женщины, исцеленные от злых духов и немощей: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые питали их из своих средств. (Луки 8:1-3) 

Лука отмечает, что многие из женщин, путешествовавших с Иисусом, были исцелены Им — физически или духовно — и что Его служение поддерживалось финансово Его последовательницами. Это очень важно. Лука часто обращает наше внимание на бедных и маргинальных людей. Но здесь мы получаем представление о богатых женщинах, которых привлек Иисус — настолько, что они оставили свои дома и последовали за Ним, куда бы Он ни пошел. Авторы Евангелий называли людей по именам, чтобы отметить их как очевидцев. Когда Лука называет имена этих трех женщин, он, скорее всего, дает понять, что они являются одними из тех свидетелей, на чьи показания он опирается в своем рассказе о жизни Иисуса. 

Мария Магдалина

Мария Магдалина упоминалась первой и стала, безусловно, самой известной из учениц Иисуса. Вместо того, чтобы отличаться от всех других Марий упоминанием о муже или сыне, ее называют уроженкой города — так же, как Иисуса иногда называют «Иисусом из Назарета». 

Мы не знаем семейного положения этой Марии и не знаем, были ли у нее дети. Мы не знаем, как она выглядела и что-либо о ее сексуальной истории. Идея о том, что она была исправившейся проституткой, появилась спустя столетия после ее смерти. Лука говорит нам лишь о том, что Иисус изгнал из нее семь бесов. Мария Магдалина была полностью опустошена духовными силами зла — последний человек, которого мы могли бы ожидать для привлечения в основную команду Сына Божьего. Но Иисус любит выбирать самых неожиданных людей, и эта Мария не только сопровождает Иисуса во время Его служения, но и играет важную роль в свидетельстве о воскресении Иисуса. 

Мария Магдалина прошла путь от пристанища бесов до ключевого игрока в Божьем замысле по изменению мира. Каким мы видим Иисуса через ее глаза? Мы видим в нем Того, Кто полностью изменил ее жизнь — Того, Кто поднял ее из бесовской ямы и поставил на ноги как преданного ученика. 

Иоанна

Вторая женщина, которую называет Лука — «Иоанна, жена Хузы, начальника дома Иродова» — сегодня гораздо менее известна, чем Мария Магдалина. Вы можете прочитать Евангелие от Луки 10 раз и не вспомнить о ней. Но Иоанна наверняка запомнилась первым читателям Луки из-за своего статуса и связи с человеком, который посадил в тюрьму и обезглавил Иоанна Крестителя. 

Этот Ирод — не царь Ирод Великий, который правил, когда родился Иисус, а один из его сыновей, Ирод Антипа, который правил Галилеей во время служения Иисуса. Лука рассказывает нам, что когда Ирод Антипа услышал об Иисусе, он захотел встретиться с Ним: «Иоанна я обезглавил,  — говорит он,  — но кто это, о котором я слышу такое? » (Лк.  9:9). Откуда Лука знает о реакции Ирода? Вполне вероятно, через Иоанну. Как управляющий делами Ирода, Хуза занимал высокий пост при дворе Ирода Антипы. Его жена имела доступ к придворным разговорам, и ее отказ от придворных удобств ради путешествия со скандальным раввином вызвал бы переполох. 

На самом деле, решение Иоанны стать ученицей Иисуса опасно. Ирод заинтригован Иисусом, но он также хочет убить его (13:31). Будучи членом двора Ирода, Иоанна идет на огромный риск, оставляя все, чтобы последовать за Иисусом, и уникальное знание Луки о мыслях и поведении Ирода вполне может быть получено благодаря ей. 

Присоединение к миссии Иисуса

Высокий социальный статус Иоанны также дает понять, что женщины, путешествовавшие с Иисусом, были включены в миссию не только для выполнения домашних обязанностей. На самом деле, Ричард Бакхэм утверждает, что «совершенно ошибочно полагать, что женщинам [в Евангелии от Луки 8:1-3] в общине учеников Иисуса отведены те гендерно-специфические роли, которые женщины играли в обычной семейной ситуации». Женщина с таким статусом, как у Иоанны, должна была иметь дома слуг, которые готовили бы и убирали для нее. Скорее, богатые женщины из числа учеников Иисуса финансировали его миссию. 

Конечно, это не значит, что они никогда не пачкали руки. Иисус снова и снова учил своих последователей, что служение другим является неотъемлемой частью ученичества. Он даже встал на колени и омыл им ноги (Иоанна 13:1-17). Но то, что Лука называет Иоанну, в частности, Иоанной, подрывает идею о том, что женщин привели для того, чтобы они служили мужчинам. 

Каким мы видим Иисуса глазами Иоанны? Мы видим в Нем Того, Кто выбирает людей из среды врагов для служения в Своем Царстве. Мы видим в Нем Того, ради Кого нужно пожертвовать всем статусом, оставить всех друзей в высшем свете, Того, на Кого нужно тратить наши деньги, Того, ради Кого мы должны рискнуть всем. 

Были ли у Иисуса ученики-женщины? Да, безусловно, были. Женщины, о которых упоминает Лука в Луки 8:1-3, принадлежат к числу «тех, которые от начала были очевидцами и служителями слова» (Луки 1:2). И 2 000 лет спустя, где бы ни читали Евангелия по всему миру, их истории были рассказаны. 

Опубликовано с разрешения

Уведомления о появлении новых статей могут приходить к вам лично через разные каналы:

Фейсбук, ВКонтакте, Твиттер, Гуггл, Телеграм. Не упустите возможность быть в курсе.

Статья была полезна? Помогите нам публиковать побольше таких статей.

Через Яндекс

Через PayPal

Сумма:
RUB
Платежная система
Имя
Отчество
Фамилия
Эл. почта
Я соглашаюсь с условиями Прочитайте условия
27/05/2022
Темы:
Женщина Ученичество
148
3
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Не учите людей раздробленной вере
Как соединить вместе ум, сердце и руки.
Даниель Танкерсли
| 19 июн |
83
Обучение миссионеров не терпит отлагательств
Наша работа может оказаться напрасной. 
Мэтт Родес
| 8 июн |
151
Иисус глазами тещи Петра
Большинство людей, которых Иисус исцеляет в Евангелиях,  — незнакомцы.
Ребекка Маклафлин
| 8 июн |
153
Нам нужна реформация в этом году
Многие живут слишком комфортно, чтобы задумываться о грядущем мире
Дуглас Свини
| 10 фев |
342
Гарриэт Коннор
| 8 дек |
386
Работает на Cornerstone