Вечером в среду в кампусе Университета Говарда я стоял перед 20-30 студентами колледжа и читал курс лекций по основам христианской этики. Мы рассматривали первую заповедь и использовали в качестве примера историю о сыновьях Скевы из Деяний 19.
Со свойственным мне юмором я сказал группе: «Ефес был похож на город из книги о Гарри Поттере. Поскольку наша культура все еще находится под сильным влиянием христианства, наша культура еще не такая, но мы движемся к этому». Я сделал паузу и обдумал свои слова. «Вообще-то, позвольте спросить вас всех. Видите ли вы такие вещи в кампусе?»
«Да!» - быстро ответила комната. Несколько студентов начали подробно рассказывать о том, как они сталкивались с Нью-Эйдж, спиритизмом, колдовством и многим другим.
Эта комната, полная студентов колледжа, удивила меня: Я всегда знал, что постхристианский дрейф поколения Z реален, но в тот вечер меня это поразило. Их постхристианский ландшафт был похож на дохристианский ландшафт Ефеса. Возможно, сыновья Скевы должны преподать нам урок о том, как взаимодействовать с нашими все более религиозно плюралистичными друзьями и семьями.
Если рассмотреть, как эта история из Деяний 19 связана с первой заповедью поклоняться исключительно Яхве, то в ней не говорится о суде, ревности или законе Яхве как таковом, а говорится о его вседостаточной и всеудовлетворяющей силе. Он - универсальный источник и все, что вам нужно. В свете этой истины следование нескольким религиозным системам не только запрещено, но и не нужно.
Христианство станет убедительным для постхристианской культуры только тогда, когда люди поймут, что требование Иисуса об исключительном поклонении сочетается с требованием доверять Ему в вопросах безопасности перед лицом жизненных угроз. Этот могущественный Иисус снимает духовную тревогу, которая порождает наш религиозный плюрализм.
Религиозный плюрализм как противоядие от тревоги
То, что определяло пейзаж Ефеса - и все больше определяет городской кампус американского колледжа, - это религиозный плюрализм. Я говорю не о вежливом отношении, которое позволяет людям с религиозными различиями сосуществовать в одном обществе, а о мировоззрении, которое позволяет человеку одновременно придерживаться нескольких духовных систем, даже если они противоречат друг другу. Такое мировоззрение часто вынуждает человека переделывать духовные системы, чтобы совместить их друг с другом.
Позвольте мне нарисовать картину ефесской духовности. Будучи большим и престижным городом Римской империи, Ефес был религиозно плюралистичен. Поклоняться и посвящать себя одновременно многим разным богам и религиям было нормальным, и многие делали это без когнитивного диссонанса. Магическая практика и преданность императорскому культу также были широко распространены.
Именно в такие места отправился Павел, чтобы проповедовать Евангелие. Все чаще мы проповедуем Евангелие именно в такой культуре. Иисус по-прежнему доминирует в религиозном ландшафте Соединенных Штатов, но для многих Он - один из многих.
Религиозный плюрализм сегодня
Мне не часто приходилось сталкиваться с таким глубоким религиозным плюрализмом, как в Ефесе, но инстинкт многих представителей поколения, которому я служу, заключается в том, чтобы принять множество духовных систем как различные способы приобщения к общей духовной реальности, в которой все люди, осознанно или неосознанно, участвуют. Эта реальность объясняется силами, энергиями, универсальными принципами, духовными царствами и духовным существом или существами.
Такие высказывания, как «Все они - один и тот же бог», «Каждая религия по-разному использует одну и ту же реальность» или «Все религии для меня практически одинаковы, и я стараюсь взять что-то от каждой из них», - это способы выразить плюралистический инстинкт. Это объясняет, как вы можете участвовать в практиках множества различных духовных систем и при этом не испытывать конфликта противоречий.
Почему мы плюралисты
В основе плюрализма ефесян и многих наших собственных лежит духовная тревога. Они жили под постоянной угрозой злых духовных сил и строили свои верования вокруг магии и ритуалов, чтобы отгонять проклятия и обеспечивать благословения. Их духовность не была связана с логической последовательностью; она была связана с контролем - страховым полисом, позволяющим смягчить невидимые угрозы любыми средствами.
Хотя современное светское общество в США не так сильно настроено на духов, как ефесяне, не та же ли тревога движет нашим плюрализмом? Мы жаждем защиты от опасности, одиночества, незначительности, маргинализации, недостатка, неудач, застоя и разочарований. Приверженность одной системе, исключая другие, кажется рискованной - что, если выбранной нами системы окажется недостаточно?
Духовно плюралистическое мировоззрение кажется всеобъемлющим и безопасным, но оно непоследовательно. И, как обнаружили сыновья Скевы, в конце концов она нас подведет и оставит в ранах.
В Деяниях 19 люди увидели, как Павел творит чудеса именем Иисуса, и решили, что они могут обладать той же силой, как волшебством. Семь сыновей Скевы попытались использовать имя Иисуса при изгнании бесов, но бес ответил: «Иисуса я знаю, и Павла узнаю, а ты кто?» (ст. 15).
Одержимый одолел их, оставив избитыми, нагими и униженными.
Точно так же, если относиться к Иисусу как к одному средству из многих, мы будем разочарованы и в конечном итоге пострадаем от угроз, которые пытаемся отразить. По-настоящему познать Иисуса - значит довериться Его высшей силе, а не хеджировать наши ставки с помощью различных духовных средств защиты. Только в Нем мы находим реальную защиту от тревог, которые нас обуревают.
Страх, который изгоняет страх
Есть ли у вас универсальный магазин, место, куда вы приходите, чтобы найти все, что вам нужно? Для меня это Amazon. Я редко посещаю другие интернет-магазины, потому что знаю, что на Amazon я быстро найду то, что мне нужно, по достойной цене. Искать что-то еще - пустая трата времени и сил.
Иисус - наш универсальный магазин, потому что Он предлагает новый центр для нашей беспокойной жизни. После того как бесноватый признал силу Иисуса, все зауважали его и его посланника Павла. Настолько, что люди, которые уже были верующими, но держались за свои старые магические практики, собрались вместе и сожгли свои книги по магическим искусствам, демонстрируя свою веру в то, что Иисус достаточно силен, чтобы победить любое проклятие, любое бедствие, любого демона. Они нашли свою духовную панацею, и искать что-то другое было пустой тратой времени и сил.
На самом деле в попытке ефесян вырваться из-под власти страха и тревоги нет ничего нового. У афинян был неизвестный бог, у Иуды - возвышенности, у Израиля - золотой телец, у Адама и Евы - змей и древо познания добра и зла. В центре нашего плюрализма лежит беспокойство о том, что одного Яхве недостаточно и что для процветания мы должны сделать его одним из многих.
Вы сомневаетесь, что Иисус достаточно силен, чтобы защитить вас? Посмотрите на Его воскресение и вознесение. Историческая реальность воскресения Иисуса свидетельствует о Его победе над каждой угрозой, стоящей в центре вашего духовного беспокойства. Иисус «был поставлен Сыном Божиим в силе воскресением из мертвых» (Рим. 1:4) и получил «имя, которое превыше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено на небе и на земле и под землею» (Фил. 2:9-10). Евангелие - это Благая весть, потому что оно предлагает нам Спасителя, который не просто бог среди богов или дух среди духов, но Бог, Который превыше духовной сферы и побеждает ее, а значит, и земную сферу.
Это не значит, что вам никогда не причинят вреда. Однако это означает, что все страхи находятся под властью Иисуса, а Он все делает «для Церкви» (Еф. 1:22), в которую входите и вы. Воскресение и вознесение Иисуса означает, что Он может принять угрозы и обратить их на ваше благословение. Именно истиной о воскресении и вознесении апостол Петр утешает страдающих людей (1 Пет. 3:13-22). Иисус - это страх, который изгоняет страх, даже в условиях продолжающихся страданий.
Свидетельство о силе Иисуса
Ефесские христиане видели истинную природу силы Иисуса. Где мы можем свидетельствовать об этой силе в нашей повседневной жизни людям, ищущим чего-то большего? Это может быть как небольшой разговор, в котором мы рассказываем о том, как мы беспокоились о чем-то и доверили это Иисусу, так и что-то очень важное, например, назвать воскресение доказательством вашей безопасности, когда вы меняете место жительства, чтобы начать новое призвание, которое будет более верно служить Царству.
Как вы наглядно свидетельствуете тревожному поколению, что Иисус - это все, что вам нужно?