В последние десятилетия стало модно на церковных собраниях использовать «пространственные» звуки синтезаторов для создания «атмосферы». Словно музыкальные клей эти звуки заполняют паузы между песнями прославления. Молитвы, чтения Писания, вступления к песням, во время причастия, а иногда даже во время проповеди звучит музыка «на подкладе». Если у вас нет человека, который умеет играть на синтезаторе – не беда. Наборы звуков «Подклады для поклонения» в любой тональности можно просто купить.
Отсюда вопрос: что же происходит?
Музыка и присутствие Бога
В Писании мы часто видим связь между музыкой и проявлениями Святого Духа. Еще до того, как стать царем, Давид успокаивал Саула игрой на лире (1 Цар. 16:23). Елисей не мог пророчествовать, пока не приводили музыканта, и тот не начинал играть (4 Цар. 3:14-16). Пророков Ветхого Завета часто аккомпанировали музыкальные инструменты (1 Цар. 10:5; 1 Паралипоменон 25:1). Стены Иерихона обрушились от звука труб и крика (Ис. Н. 6:20). В Новом Завете нам говорится, что от исполнения Святым Духом мы поем псалмы, гимны и духовные песни (Еф. 5:18-21).
Это, отчасти, объясняет, почему люди могут почувствовать Божье присутствие посреди общего пения в церкви. Звук исполненных Духом верующих, провозглашающих величие Бога и Его славу, помогает нам лучше прочувствовать Божью благость, величие и близость.
Но хоть музыка и присутствие Святого Духа связаны друг с другом, они не суть одно и то же. Именно поэтому музыка Давида в одни моменты успокаивала Саула, а в другие заставляла метать копья (1 Цар. 18:10-11).
Польза против необходимости
Музыка — это средство. Бог – источник. Бог часто использует осязаемое для исполнения Своего замысла. Но когда средства благодати мы начинаем рассматривать, как необходимость для поклонения, эти средства потихоньку превращаются в посредника (1 Тим. 2:5). Нам кажется, что определенные звуковые решения помогают лучше испытать Божье присутствие. Однажды лидер прославления мне сказал, что мелодия, которую я наигрывал на синтезаторе, обладает «силой исцеления». Ума не приложу, как он к такому выводу пришел.
Уэйн Грудем говорит, что одним из основных предназначений Святого Духа в эру нового завета является проявление присутствия Бога, видимые свидетельства, по которым можно судить, что Бог рядом. (Систематическое богословие, стр. 641). Бог может использовать музыку, как средство проявления Своего присутствия, но музыка для этого совсем не обязательна. Есть все-таки разница между утверждениями, что музыка – это то, что Бог использует, и музыка – это то, в чем Бог нуждается. Гораздо чаще Дух открывает Божье присутствие через проповедь или различные духовные дары, а не через игру на музыкальных инструментах ( 1 Кор. 2:3-5; 1 Кор. 12:4-7).
Что же в музыке такого, что она так сильно влияет на наше эмоциональное состояние? Она способна размягчить наши сердца и пробудить внутри чувство предвкушения. Она помогает сделать более «плавные переходы». Она помогает заглушать внешние шумы, задать трепетный тон, как это делают органные прелюдии уже на протяжении веков. Но это не значит, что таким образом Бог говорит о Своем присутствии, или, что еще хуже, мы таким образом ведомы в присутствие Бога. В своей крайне полезной книге «Музыка глазами веры» Гарольд Бест предупреждает:
«Христианским музыкантам следует быть осторожными. Может складываться впечатление, что Бог ближе, когда есть музыка, чем когда ее нет. Что поклонение легче и глубже с музыкой, чем без нее, что Бог, прежде чем появиться, смотрит, есть рядом музыка или нет» (стр. 153).
Все знают, что синтезатор – это не Дух Святой. Но если послушать альбомы поклонения, посмотреть ролики на видеохостингах или почитать комментарии, которые оставляют люди, наверное, стоит еще раз об этом напомнить.
Три отличия
Итак, есть три отличия синтезатора (пианино, электрогитары, электронного органа, «наплывающих тарелок» и т.п.) от Святого Духа.
Синтезатор указывает на эмоции. Святой Дух указывает на Христа.
Музыка – это язык чувств. Он трогает нас без или со словами. Музыка может передавать радость, печаль, страх, торжество и покой. Но эмоции, которые она передает, не несут в себе истины сами по себе. Мы не знаем ни ее источника, ни ее адресата. Музыка сама по себе не может рассказать, что Бог медлен на гнев, что Иисус понес грехи всего мира, взойдя на крест ( Пс. 145:8; 1 Петра 2:24). Святой Дух же был ниспослан для превознесения Христа (Иоанна 16:14), а не только для влияния на наши эмоции. Делает Он это через свет Божьего Слова, сияющего в наших сердцах, через раздачу духовных даров и через открытие наших глаз на славу Христову (1 Кор. 2:10-13; 1 Кор. 12:4-11; 2 Кор. 3:17-18). Синтезатор в состоянии создать атмосферу покоя. Святой Дух же может дать этот самый покой, убеждая нас в прощении, которое мы обрели во Христе, во владычестве Бога в нашей жизни и в отцовской заботе нашего Небесного Создателя.
Синтезатор может намекнуть нам, что Бог работает только под музыкальное сопровождение. Святой Дух творит словом и даже в полной тишине.
Ничего такого предосудительного нет в том, чтобы играть музыкальные отрывки между песнями или во время проповеди, для этого даже могут быть хорошие причины. Но повторение – мать учения. Если прихожане привыкли слышать «подкладные звуки» во время поклонения или молитвы, у них может сложиться устойчивое впечатление, что Святой Дух «менее вовлечен в происходящее», если клавишник перестал играть. Им вдруг становится тяжело участвовать в традиционном богослужении, где песни прерываются молитвами, чтением Писания, исповедью и провозглашениями. Кому-то даже покажется, что в таких церквях Святой Дух не активен, или что «эти там» не понимают, что такое поклонение. Если вы всегда играете музыкальные вставки между песнями и во время чьей-нибудь речи, попробуйте время от времени делать что-нибудь по-другому. Иногда начните богослужение с призыва к поклонению, а не аккордами из синтезаторных звуков. В конце песни помолитесь или прочитайте отрывок из Писания в тишине. Люди должны понимать, что музыка может поддержать слова, но Божье Слово и отдельно без музыки сильно и действенно. И причастие не менее ценно, а, возможно, даже более, без синтезатора в качестве «музыкальной поддержки».
Синтезатор может хорошо соединять части богослужения. Но Святой Дух соединяет нас с Богом и друг другом.
Одна из главных причин музыкальных переходов между песнями – сгладить эти самые переходы от одной песни к другой. И это совсем неплохо. Но ведь воскресное богослужение – это не безупречное действо или представление. А мы не пытаемся создать музыкальное настроение или атмосферу, в которой Духу Святому «комфортнее». Собирая нас вместе Бог укореняет нас во Христе и друг друге (Еф. 4:15-16). Он творит из нас храм, в котором пребывает Дух ( Еф. 2:19-22). А для этого Он использует множество способов: проповедь Божьего Слова, пение, причастие, приветствие и разнообразие духовных даров. Музыка – это не то, что нас объединяет, через что приближаемся к Богу или Бог приближается к нам. Все это было исполнено во Христе, Совершенном Спасителе и вседостаточном Посреднике.
Мы можем благодарить Бога за дар музыки и разнообразие музыкальных средств, которые Он дал для полного веры и чувств поклонения в песне. Давайте использовать это на полную катушку. Но при этом не приписывать музыке власть, которая ей никогда не была дана.