Синдром святого самозванца
Синдром святого самозванца

Синдром святого самозванца

Христианам легко испытать форму синдрома самозванца.

Возможно, этот термин вам не знаком, но концепция, лежащая в его основе, скорее всего, такова - синдромсамозванца. Это ощущение, часто возникающее в профессиональной или академической среде, что вы не можете сделать то, что, по мнению всех, вы можете и чего от вас ожидают. Вы чувствуете себя самозванцем. Любой успех, которого вы добились до этого момента, был случайностью. Вы - мошенник, и в любой момент все это поймут. Это лишь вопрос времени.

Возможно, вы уже чувствовали себя так на работе или в школе. Я испытал это только сегодня. Я выступал на конференции, где все остальные докладчики - люди, которыми я глубоко восхищаюсь, люди необычайно одаренные и способные, люди, которых вы ожидаете увидеть на такого рода мероприятиях. Так что же я там делал? Наверняка произошла какая-то ошибка. Как только я поднимусь на подиум, всем станет ясно - мне здесь не место.

Когда-то я участвовал в служении в колледже при Оксфордском университете, и я помню, как в начале нового учебного года на Facebook появилась группа под названием «Я по ошибке поступил в Оксфорд: Могу ли я вернуться домой сейчас, пожалуйста?». В ней почти сразу же стало несколько сотен участников. Для кого-то это было бы просто шуткой. Но многие из студентов, с которыми я разговаривал, были настроены серьезно. Они чувствовали себя не в своей тарелке.

Но существование такой группы было и утешением. Если так много других чувствуют себя самозванцами, то ты понимаешь, что ты не один, и постепенно начинаешь чувствовать себя не таким уж самозванцем. Отчасти этот синдром проявляется в том, что вы полагаете, будто все остальные прекрасно вписываются в общество и только у вас есть проблемы.

Христианам легко испытать форму синдрома самозванца. Когда мы смотрим на других людей в церкви, нам может показаться, что все они здесь свои. Они знают толк в христианской жизни. Они знают, что делают. Но с нами все обстоит иначе. Мы можем быть христианами уже много лет, но все еще чувствуем себя так, как будто это еще не произошло. Мы хотим быть настоящими христианами, но сомневаемся, станем ли мы ими когда-нибудь. Это не кажется нам естественным, мы все еще далеки от того, чтобы понять все это.

Духовные самозванцы?

Наиболее остро мы ощущаем это на примере святости. Мы знаем, что она нам предписана. Мы, конечно, хотим жить так, чтобы это было достойно Евангелия. Мы хотим измениться, стать более похожими на Иисуса. И все же это может казаться нам таким чуждым. Даже слово «святой» звучит как нечто потустороннее. Наши стандартные установки, кажется, ведут нас в противоположном направлении. Что бы ни было святостью, это не я.

Это все равно что пытаться говорить на незнакомом языке или примерять одежду, которая не совсем подходит. Мы задаемся вопросом, есть ли смысл продолжать. Зачем пытаться быть тем, кем ты явно не являешься? И когда мы оказываемся рядом с другими верующими, которые, кажется, живут христианской жизнью с приблизительным успехом, мы чувствуем себя чужими. Самозванцем.

Это вполне объяснимое чувство. Но нам нужно помнить две вещи: (1) гораздо больше людей чувствуют то же самое, и (2) мы сравниваем то, что происходит внутри нашей жизни, с тем, что происходит снаружи их жизни, а это вряд ли честная борьба. Это как разница между местом в первом ряду в кинотеатре и попыткой слушать со стороны, прижавшись головой к стене. Наши собственные сердца видны нам 24 часа в сутки 7 дней в высоком разрешении. Ничьи другие не видны. Поэтому, когда у нас возникает искушение посмотреть на других верующих, удивляясь тому, как они, кажется, так легко справляются с христианской жизнью, мы должны помнить, что другие, вероятно, смотрят на нас точно так же.

Переосмыслить грех

Как бы естественно ни казалось думать о себе как о самозванце, на самом деле это совершенно не так. Библия, конечно же, глубоко реалистична в отношении постоянного присутствия греховных наклонностей в нашей жизни. Мы еще не избавились от своей греховной природы. Апостол Иоанн показывает нам, что думать иначе - серьезная ошибка: «Если мы говорим, что не имеем греха, то обманываем самих себя, и истины нет в нас... Если говорим, что не согрешили, то делаем Его лжецом, и слова Его нет в нас» (1 Иоанна 1:8, 10).

Мы не можем отрицать реальность греха в нашей жизни. Утверждать, что мы не грешили или что грех никак не связан с нашей природой, - значит лгать самим себе, а Бога называть лжецом. Основой здорового христианства является примирение с грехом. Даже самые зрелые и «продвинутые» ученики не покончили с грехом. В этой жизни наш грех никогда не будет полностью в зеркале заднего вида. С ним всегда придется считаться.

Но это далеко не все, что можно сказать по этому поводу. Если одна ошибка - утверждать, что вера в Христа означает, что мы покончили с грехом, то другая - не понимать, насколько радикально все изменилось с приходом Иисуса в нашу жизнь.

Кто я?

Легко представить, что христианская жизнь похожа на сцену из классического боевика «В посиках затерянного ковчега», где Индиана Джонс умудряется забраться на борт грузовика нацистов, пролезает внутрь через боковую дверь и выбрасывает на дорогу испуганного пассажира, а затем борется с водителем, пытаясь получить контроль над грузовиком. Пока они борются, грузовик кренится и дергается.

Это обычный прием в боевиках - герой и злодей борются друг с другом за контроль над автомобилем, самолетом или космическим кораблем в ключевой момент сюжета. И это очень похоже на то, что происходит внутри нас, христиан. Христос пришел к нам и теперь борется с нашей греховной природой. В наши худшие дни мы сомневаемся, что Он одержит верх.

Но чудесная новость Евангелия заключается в том, что мое отношение к греху теперь радикально изменилось. Да, грех все еще живет в моем сердце, но теперь я отношусь к нему по-другому. Причина? Я стал принципиально другим: «Уже не я живу, но живет во мне Христос. И жизнь, которою я живу ныне по плоти, живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и отдавшего Себя за меня» (Гал. 2:20).

Действительно, внутри нас идет борьба - борьба между тем, что Павел называет желаниями плоти и желаниями Духа (Гал. 5:17). Но мы не должны упускать из виду более важную мысль Павла: «Уже не я живу, но живет во мне Христос».

Это подводит нас к сути того, что является главным в библейском учении о том, что значит быть христианином. Наше единство с Христом означает не только то, что Он отождествляет себя с нами (хотя это и замечательно). Это также означает, что мы отождествляем себя с Ним - в смысле «это все меняет». Наш союз означает, что мы отождествляем себя с Ним в Его смерти и воскресении. Мы умерли вместе с Ним и обрели новую жизнь в Нем. Оба эти понятия являются основополагающими для понимания того, как и почему знание Иисуса действительно преображает нас.

Опубликовано с разрешения
09/11/2024
Темы:
Грех Лицемерие
88
3
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Ропот
Противоположностью вере является ропот
Майя Джонсон
| 11 ноя |
13831
Джим Ньюхайзер
| 25 ноя |
109
Секс вне брака – табу? А ну-ка докажи!
Если вы думаете, что в Библии осуждается лишь только супружеская измена, эта статья – для вас!
Престон Спринкл
| 29 июл |
104669
3 ответа на клевету в ваш адрес
Каким он человеком был откроется в один великий день.
Гавин Ортлунд
| 22 окт |
18335
Приемлемый грех
Он – везде: в обществе и церквях. И мы о нем стараемся не говорить.
Джейсон Тодд
| 17 апр |
12562
Работает на Cornerstone