Привнесение здравого смысла в дискуссию об онлайн-поклонении
Привнесение здравого смысла в дискуссию об онлайн-поклонении

Привнесение здравого смысла в дискуссию об онлайн-поклонении

Что мы потеряли, перейдя на онлайн-богослужения?

Онлайн-богослужениям столько же лет, сколько и мне. Люди находили способы проводить богослужения онлайн еще в 1980-х годах. Хотя онлайн-поклонение существует уже некоторое время, большая часть его жизни прошла в относительной безвестности.

Все изменилось два года назад. Онлайн-поклонение стало новой нормой во время пандемии, и теперь потоковое богослужение является повсеместной частью современного христианского ландшафта.

Нет недостатка в спорах по этому поводу. В августе Коллин Хансен из the gospel coalition написал для new york times о том, что мы теряем, когда транслируем церковь. Недавняя статья Тиш Харрисон Уоррен в «Таймс» о том, почему церкви должны отказаться от онлайн-служений, вызвала яростную реакцию и показала, что споры вокруг онлайн-поклонения не утихают. На этом сайте пасторы Джим Дэвис и Скайлар Флауэрс писали о том, почему их церкви отключат интернет, а Мэтт Пиплз доказывал ценность сохранения онлайн-трансляции своей церкви. 

Но чего-то не хватает в этом разговоре: здравого смысла, в первоначальном значении этого термина.

Sensus Communis

Наш современный термин «здравый смысл»* происходит от древнего понятия «sensus communis». С древности философы и теологи обсуждали телесные чувства и то, как они взаимодействуют друг с другом. Рассуждения о единстве телесных чувств встречаются в работах Платона, Аристотеля, Аквинского, Локка и Канта. Мартин Лютер говорил о телесных чувствах в своем объяснении первой статьи Апостольского символа веры: «Я верю, что Бог создал меня и все творения; что он дал мне мое тело и душу, глаза, уши и все мои члены, мой разум и все мои чувства, и до сих пор заботится о них». 

В новой книге «Искупление технологий», которую я написал в соавторстве с врачом Брайаном Смитом, мы исследуем, как единство чувств (sensus communis) затрагивается цифровыми медиа. 

Общение телесных чувств - осязания, зрения, слуха, обоняния и так далее - необходимо для нашего познания и восприятия. Мы не можем воспринимать мир отдельно от наших телесных чувств. Однако, как мы утверждаем, технологии и медиа переориентируют эти чувства в значительной степени.

Различные виды медиа отдают предпочтение одним телесным чувствам перед другими. Например, при видеозвонке через Zoom приоритет отдается зрению и звуку, а не другим телесным чувствам, таким как обоняние или осязание, которые в большей степени задействованы при общении лицом к лицу. При использовании наушников для прослушивания аудиозаписи классического концерта приоритет отдается слуху, в то время как в реальном симфоническом зале можно увидеть музыкантов, почувствовать звуки и проникнуться атмосферой. Цифровые медиа искажают наш здравый смысл - единство всех наших чувств, отдавая приоритет некоторым телесным чувствам в противовес остальным.

Как это относится к онлайн-поклонению? Как и любой другой контент с цифровым опосредованием, богослужения в Интернете приходят к нам через экран в виде изображений и звуков. Это означает, что онлайн-поклонение нарушает наш здравый смысл: наши глаза (зрение) и уши (слух) находятся в святилище, а наши тела (тактильные ощущения), носы и рты (химические) - в наших гостиных. Вы видите и слышите в одном месте, а осязаете и обоняете в другом. Некоторые из ваших телесных чувств задействованы в месте поклонения, в то время как другие ваши телесные чувства находятся дома, гладят кошку или едят блины. Это создает разлад между чувствами.

Хотя онлайн-поклонение позволяет нам действительно поклоняться живому Богу, оно разрушает наш здравый смысл так, как это не происходит при личном поклонении (если только мы не перелистываем и не смотрим на свой смартфон все время, пока сидим на церковной скамье). Это не значит, что мы отрицаем реальную ценность онлайн-поклонения, особенно для людей с уникальными потребностями в доступности; однако это предлагает нам способ понять, чем оно отличается от очного поклонения.

Привлечение всего себя к поклонению

Задолго до появления цифровых медиа Писание описывало различия между общением через посредников и личным общением. Например, 2 Иоанна заканчивается словами «Хотя мне есть что написать вам, я предпочел бы не использовать бумагу и чернила. Вместо этого я надеюсь прийти к вам и поговорить лицом к лицу, чтобы радость наша была полной» (2 Иоанна 1:12; см. Также 3 Иоанна 1:13-14). 

Признавая, что через эти послания было передано нечто реальное и значимое, Иоанн утверждает, что при общении лицом к лицу существуют иные, более предпочтительные возможности. Одно из важных различий - это здравый смысл. Когда есть возможность общаться лицом к лицу, в физическом присутствии с другими (а иногда это не так), это предпочтительнее других опосредованных форм просто потому, что в этом участвует вся наша сущность. Как и в случае с письмом, богослужение, транслируемое в прямом эфире, по своей природе задействует только некоторые, но не все наши чувства. Опосредованная дистанция, связанная с прямой трансляцией богослужения, напоминает нам об идеале: физическом присутствии с Божьим народом.

Здравый смысл - общение осязания, зрения, слуха, обоняния и других чувств - необходим для человеческого познания и восприятия. Такими нас создал Бог. Когда все наши телесные чувства собраны вместе в одном месте и в одно время друг с другом, мы испытываем поклонение здравого смысла - поклонение как целостные существа, когда все наши чувства задействованы и направлены к Творцу, который не просто так создал нас такими, какими создал.

Здра́вый смы́сл (лат. sensus communis — общее ощущение) — совокупность навыков, форм мышления, взглядов на окружающую действительность, выработанных и используемых человеком в повседневной практической деятельности, которые разделяют окружающие люди и которые можно разумно ожидать от окружающих людей без изменения

Опубликовано с разрешения

Уведомления о появлении новых статей могут приходить к вам лично через разные каналы:

Фейсбук, ВКонтакте, Твиттер, Гуггл, Телеграм. Не упустите возможность быть в курсе.

04/02/2022
Темы:
Богослужение Интернет
476
3
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Что Библия говорит о социальных сетях
Послание к Филиппийцам 4:8 учит нас, как взаимодействовать в интернете
Рэй Тош
| 15 ноя |
981
Что я все еще делаю в церкви
Зачем я все еще хожу и верю в церковь.
Кристин Орган
| 9 мар |
6327
Сэм Оллберри
| 21 май |
608
Что делать, если вам не нравится церковь
Воскресные страдальцы, есть над чем подумать.
Шон Демарс
| 19 июл |
829
Постоянное [от]ключение
Как на нас влияют интернет-привычки
Сэмюель Джеймс
| 7 фев |
1216
Работает на Cornerstone