Почему в последние годы церковь стала свидетелем морального краха стольких лидеров? Хотя существует множество причин недавней череды неудач, самой упоминаемой причиной сейчас, безусловно, является нарциссизм.
В книге «Когда нарциссизм приходит в церковь» Чак ДеГроат утверждает, что нарциссизм особенно распространен среди пасторов, потому что они часто пользуются большим авторитетом. Нарциссы жаждут власти, восхищения и сцены, и ДеГроат говорит, что церкви выбирают нарциссических знаменитых лидеров, потому что они появляются в «блестящих» упаковках, полных «уверенности, твердого руководства, ясного видения».
Лишенные эмпатии, нарциссы могут эксплуатировать и обескураживать других. Они очаровывают коллег, а затем увольняют их, когда те перестают быть полезными. Нарциссы также считают, что они не делают ничего плохого.
Поэтому, когда кто-то призывает самовлюбленного пастора к покаянию, это воспринимается как беспричинная атака, за которой следует ярость. Между тем, церковь, которая извлекала выгоду из обаяния и мастерства нарцисса, склонна защищать его.
Нашел ли ДеГроат виновника неудач пасторов? Учитывая, что все люди несовершенны и грешны, конечно, верно, что церковь привлекает несовершенных лидеров. Но неужели церковь особенно привлекает жаждущих власти и самовлюбленных?
Эго — это проблема
Писание осуждает эгоистов, которые больше всего любят себя. Иисус признавал, что религиозные лидеры часто стремятся к статусу и власти. В Евангелии от Матфея 23:1-15 Он говорит, что люди стремятся к статусу, полномочиям и титулам (например, «раввин» или «отец»), которые дает духовное лидерство.
Кроме того, в списке пороков Павла во 2 Тимофею 3:2-4 самолюбие стоит на первом месте: «Ибо люди будут самолюбивы, любители денег, горды, надменны, жестоки, непокорны родителям, … любители наслаждений, а не Бога». Обратите внимание, что список начинается и заканчивается ложной любовью. Люди любят себя, деньги и удовольствия, а не Бога. Дональд Гатри справедливо сказал: «Моральное разложение возникает из ложно направленной любви». Даже если вы считаете, что сегодня акцент на самовлюбленных пасторах выглядит модным и преувеличенным, Павел действительно осуждает эгоистов, которые ставят себя на первое место, потому что любят себя больше всего. Пороки, названные Павлом, — гордость и оскорбительная речь — определенно похожи на плоды эгоизма.
Является ли самовлюбленностью говорить от имени Бога?
Нарциссизм, безусловно, является пороком, и пасторы, как и все люди, могут ему поддаться. Но привлекает ли церковь нарциссов? И если да, то почему?
ДеГроат утверждает, что «подавляющее большинство кандидатов в священнослужители» тестируются по спектру «расстройств личности, в которых наиболее ярко проявляются нарциссические черты». Он добавляет, что уровень нарциссизма «еще выше среди основателей церквей». Почему так происходит? ДеГроат цитирует неназванного коллегу, который говорит: «Служение — это магнит для нарциссической личности — кто еще захочет говорить от имени Бога каждую неделю? В то время как подавляющее большинство людей испытывают трудности с публичными выступлениями, … пасторы делают это регулярно [и] с „божественной властью“».
Работа ДеГроата о нарциссизме очень полезна для людей, которые живут с нарциссами или сталкиваются с нарциссическими лидерами. Тем не менее, мы можем поставить под сомнение его утверждения о распространенности нарциссизма в церкви. Если большинство людей, утверждающих, что они говорят от имени Бога, имеют нарциссические наклонности, значит ли это, что большинство пророков, апостолов, учителей и проповедников в истории были нарциссами (Еф. 4:11-16)? Когда ДеГроат одобряет коллегу, который считает, что нужно быть нарциссом, чтобы хотеть «говорить от имени Бога», он ставит под сомнение мотивы всех проповедников и почти превращает «благочестивого проповедника» в оксюморон.
Писание предлагает альтернативный мотив для проповеди. Павел объясняет, что люди проповедуют, если Бог снаряжает и призывает их к этому: «Итак, мы — послы от Христа, и Бог через нас возвещает» (2 Кор. 5:20). На протяжении всей Библии Бог выделяет людей, чтобы они проповедовали для Него и делали это с властью (Деян. 5:42; 9:15; Рим. 10:14-15). Так, Павел повелевает Тимофею, недостатком которого была не самореклама, а робость, «проповедовать слово; быть готовым в свое время и не в свое время; обличать, обличить, увещевать» (2 Тим. 4:2). (2 Тим. 4:2).
Пасторам необходим «здоровый нарциссизм»
Конечно, некоторые учителя и проповедники являются нарциссами. Майк Коспер блестяще объяснил роль нарциссизма в падении Марка Дрисколла и церкви Марс Хилл. И многие другие стали непомерно эгоистичными, соблазняли прихожан и злоупотребляли властью. Если беспокойство по поводу нарциссизма и морального падения заставляет церкви воздерживаться от продвижения лидеров, у которых таланта больше, чем характера, это здорово. Если мы будем стараться не причинять вред пасторам, используя привилегии с одной стороны и безжалостную критику с другой, это также послужит на пользу церкви.
Комментарий «служение — это магнит для нарциссической личности» появляется в самом начале книги ДеГроата. Позже он утверждает, что спектр нарциссизма включает «здоровый нарциссизм», характеризующийся «уверенностью, а не самоуверенностью», а также эмпатией, смирением и любопытством. Мне бы хотелось, чтобы ДеГроат упомянул здоровый нарциссизм после утверждения, что «подавляющее большинство» кандидатов в пасторы являются нарциссами. Если не упомянуть и не объяснить то, что многие люди считают полезным качеством, читатели могут с подозрением отнестись к пасторскому лидерству.
Эрнест Беккер говорит: " Рабочий уровень нарциссизма неотделим от самооценки, от базового чувства собственного достоинства«. Психологи связывают «здоровый нарциссизм» с надлежащей самозащитой, чувством самостоятельности, надлежащим самоуважением и желанием строить планы.
Мы можем сомневаться в термине «здоровый нарциссизм» — для этого нужен более подходящий термин, но здоровое самоуважение необходимо для лидеров. Хирурги, политики, профессиональные спортсмены и руководители компаний нуждаются в уверенности. Им нужна сила эго, чтобы верить, что они могут внести свой вклад в развитие мира. Лидерам необходимо ощущение своей компетентности, своего голоса и своей миссии.
Пасторам, в частности, нужна смелость и бесстрашие, чтобы переносить неодобрение, оппозицию, отставание, саботаж и разговоры за глаза. Если уверенность — это аспект «здорового нарциссизма», то проповедникам она необходима, чтобы не ослабеть из-за критики.
Давайте вернемся к вопросу
В конце книги ДеГроат справедливо говорит, что «мы плаваем в водах нарциссизма», и он надеется, что каждый «исследует свой собственный нарциссизм». Различные источники называют медицину, развлечения, спорт, СМИ, правоохранительные органы, политику, корпоративное руководство, религиозное лидерство и научную деятельность сферами, привлекающими нарциссов. Каждому, кто руководит или выступает перед публикой, необходима доза уверенности в себе и способность завоевывать людей.
Поэтому, если мы вернемся к вопросам «Является ли нарциссизм проблемой моральных неудач пасторов? » и «Привлекает ли церковь нарциссов? », мы можем ответить: «Здоровый нарциссизм кажется полезным во многих областях» и «Большинство лидеров подвержены искушению злоупотреблять своей уверенностью в себе и способностью завоевывать людей, но они могут противостоять этому искушению».
В то время как некоторые проповедники любят быть в центре внимания, другие ненавидят это. Некоторые лидеры, как Тимофей и многие пророки (Ис. 6; Иер. 1; Амос 7), не желали говорить от имени Бога. Многие пасторы свидетельствуют, что они сопротивлялись Божьему призыву. Для них проповедование подстегивает сомнения в себе и самокритику. Но они упорствуют, потому что верят, что Бог призвал их.
Да, некоторые пасторы являются нездоровыми нарциссами, но у пасторского служения есть и другие опасности. Некоторые молодые пасторы постоянно сомневаются в себе. По результатам недавней диагностики самооценки в семинарии, которую я возглавляю, кандидаты на служение, похоже, скорее избегают власти и прожекторов, чем стремятся к ним. Как и многим пасторам на протяжении веков, им нужно найти стойкость в Боге. Для этого уверенная мысль: «Я — Божий посланник» (2 Кор. 5:20) кажется правильной и необходимой.