Первую часть пасхальных заметок можно прочитать по ссылке: Пасхальные заметки: вера.
Надежда идёт следующей в нашем списке (1Кор. 13:13). Но лично для меня само слово «надежда» имеет, скорее, негативную окраску. Ведь оно намекает на отсутствие уверенности. Символизирует что-то имеющее перспективу оказаться пустым или не состояться. Ну как в той песне «потому что я надеялся, а не был уверен». Но давайте опять посмотрим, что говорит на этот счет Писание.
Как мы уже увидели, вера может быть разной (Рим. 10:2; Иак. 2:19; Мк. 11:23). Точно так же различной может быть, к примеру, мудрость (Иак. 3:15; 1Кор. 2:6-7). Может ли надежда тоже иметь разные виды? В Писании я нашел, как минимум, пятьдесят восемь упоминаний этого слова и это только в двух из падежей. И да, многие из них имеют негативную окраску (Иов 8:13; Иов. 11:20; Иов 18:14; Иов. 27:8; Притч. 10:28; Притч. 11:7). С другой стороны, большинство содержат, скорее, положительный смысл (Иер. 17:17; Пс. 70:7; Пс. 70:5; Рим. 5:5 и т.д.).
В чем же разница? Почему в одних случаях мы читаем о надежде в негативном ключе, о том, что она закончится, исчезнет и так далее. А в других – надежда становится положительным примером и одной из ключевых добродетелей. Думаю, дело в том, на что именно мы надеемся или, если точнее сказать – на кого. Библия не одобряет надежду на материальные ценности (Притч. 11:28). Надежда на других людей, увы, тоже не ставится в пример (Иер 17:5, Ис. 2:22, Пс.117:8). Однако, есть один вид надежды, который всячески одобряется. Скорее всего, о нём и говорит наш опорный стих (1Кор. 13:13). Это надежда на Бога (Иер.17:13, Пс. 38:8, Пс. 145:5 и так далее. Таких стихов очень и очень много).
Библия учит нас, что такая надежда приводит к положительному результату (Пс. 124:1, Притч. 28:25, Притч. 29:25). Мое любимое место на этот счет – Притчи 3:5-6. Когда-то, ещё до распространения цветных принтеров, я вывел буквы этих стихов на альбомном листе под трафарет и повесил на стену. Сказать, что это работает – ничего не сказать. Ни в одном из вопросов, где я действительно полагался на Бога, я не был разочарован. Но есть один самый главный вопрос, в отношении которого действительно не помогут ни благосостояние, ни другие люди. Это вопрос нашего спасения.
Библия говорит, что мы спасены в надежде (Рим. 8:24). И вот здесь начинается самое интересное. Люди, которые не хотят глубоко вникать в вопрос уверенности в спасении или намеренно выбирают уверенными не быть, часто приводят это место как пример того, что Павел не был так уж уверен и, мол, следует ли нам? Но, во-первых, мы разобрались с убеждениями Павла в первой части заметок касающейся веры. Во-вторых, является ли здесь надежда синонимом неуверенности или антонимом веры?
В другом месте Павел ставит надежду и уверенность в один ряд (Фил. 1:20). В послании Колоссянам он говорит о надежде на уготованное на небесах (Кол. 1:5). А в послании Титу, говоря о том же, напоминает, что об этом обещал, подчеркнуто, неизменный в слове Бог (Тит. 1:2). Можно ли сомневаться в том, что обещал сам Бог, Слово которого неизменно? И, наконец, в послании к Евреям автор даёт совсем интересные указания: иметь уверенность... в надежде (Евр. 6:11).
Что общего во всех этих стихах апостола Павла? Здесь надежда упоминается, скорее, не как недостаток уверенности, а как ожидание. Иными словами, надежда на вечную жизнь, воскресение из мертвых и все то, что ожидает нас – это уверенность вне практического опыта. Именно это определение наиболее точно характеризует данный вид правильной надежды на Бога. Сопоставляя места и тексты, довольно легко увидеть, что Павел, как и любой другой рожденный свыше человек, не имеет ни малейшего сомнения и абсолютно уверен в своем оправдании, спасении, мире с Богом, принятии и прощении всех грехов (Рим. 5:1, 8:15, Еф. 2:8, Кол. 2:13 и т.д. ). Он говорит о надежде как о том, что нас еще ждёт дальше. О том, что нам фактически ещё не довелось испытать. Надежда на то, что ещё будет, которая подкрепляется тем, что уже есть. Вот почему и вот какая надежда является добродетелью для христианина.