Когда в песне поклонения поется «не о том»
Когда в песне поклонения поется «не о том»

Когда в песне поклонения поется «не о том»

Рубрика «вопросы Джону Пайперу»

Сейчас воскресный вечер, конец дня, посвященного поклонению Богу. Музыкальное поклонение – важная часть нашей общинной жизни. Но мы нечасто разбираем стихи современных песен. Наверно, пора.

«Дорогой пастор Джон! Меня зовут Сэмюэл, я занимаюсь музыкой прославления. Мы с музыкальной командой недавно начали разучивать гимн «о, имя дивное» и немного запутались. У песни очень красивая музыка и аранжировка, что очень хорошо ложится на концепцию хвалы. Но вот по словам второго куплета есть вопросы. В песне поется: «Ты не пожелал быть в Раю без нас, и принес его нам». Не отдает ли это «Евангелием о человеке»?
Мы не то, чтобы не согласны с этими стихами, но вот их последствия кажутся нам неоднозначными. И вот это «и» в значении «поэтому» - получается, как будто Иисус пришел к нам, потому что не мог быть без нас. Это вообще хоть как-то по-библейски?»

Начну свой ответ с того, что меня радует такая осознанность. Слава Богу, что есть группы поклонения, не пускающие подбор песен на самотек. Это очень здорово. Это признак здоровья в церкви, и я очень надеюсь, что группы в других церквях последуют этому примеру. Почему я считаю, что это очень хорошо – потому что эта церковь настолько глубоко разбирает Священное Писание, что привычка думать проявляется не только в проповеди, но и в пении. 

Стихи важны

Так сложилось исторически, что церковь училась Евангелию не только в проповеди, но и гимнами. В некоторых церквях по различным причинам богословие проповедей даже проигрывало богословию песнопений. Хотя таких церквей меньшинство.

Ведь можно петь песни вроде «Имя Твое велико», но на этом в них все заканчивается, и не сказано, почему оно велико, что сделало его таким, и т д. И поэтому я очень ценю, когда группы людей взвешивают слова песен, которые берут для поклонения. 

Тонны песен

Второе, что хочется сказать – последние тридцать и даже сорок лет оказались очень плодовитыми на церковные песни. Это просто прекрасно. Это признак жизни. Об этом даже сказано не меньше пяти раз в псалмах: «пойте Господу песнь новую». 

Иисус сказал: «всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое» (евангелие от Матфея глава 13 стих 52). Всякий книжник – это, говоря в контексте нашей беседы, всякий служитель, всякий музыкант. Это значит, что исходя из огромного количества богатых смыслом старинных гимнов, а также современных песен, тоже выстраданных и написанных в поклонении, совершенно необязательно мучиться с песнями, которые вызывают душевную неловкость.

При таком свободном доступе к бездне информации благодаря интернету очень странно представлять себе ситуацию, когда лидер группы поклонения загоняет себя в угол и не может отобрать несколько годных для прославления песен, когда и старинных, и новых песен просто море. Нашему читателю хочется ответить так: «Оставь в покое гимн, который смущает, и бери другие, новые или старые, но глубокие и прекрасные в своей хвале».

Вы – учителя в своей церкви. Вдумайтесь. Апостол Иаков в своем послании (глава 3 стих 1) пишет: «Не многие из вас делайтесь учителями». Не многие из вас делайтесь учителями через музыку, потому что с вас больше спросится. Музыкальный служитель – второй по важности после пастора, ведь он выбирает, чему через музыку учить паству, которая сердцем воспринимает истину (или ложь), которую поет. 
Противопоставление

Теперь давайте разберем саму песню, о которой нам пишет Сэмюэл. Это не первая песня, продиктованная новым веянием, в котором слава Бога уходит на второй план. 

Еще раз. Есть целое направление песен, в которых славе Бога уделяется второстепенное место.

Я считаю так: пока община не осознает ужас и размах нашего греха, оскорбляющего и уничижающего славу Бога, которую сопровождают справедливость, святость и гнев – пока осознание этого не станет во главе учения, милость и благодать не будут понятны и оценены должным образом. Мне кажется, когда мы поем про благодать, очень важно помнить, какой ценой она нам дана.

Создается впечатление, что пишутся песни, которые целенаправленно ставят земные скорби и страдания достаточным контрастом или контекстом для познания благодати. Я с ними не согласен.

Я не считаю, что скорби и низкая самооценка без учения о подлинной тяжести греха позволяют нам понимать суть благодати. Как раз наоборот, люди извратят благодать, если не будут в курсе того, что на самом деле им угрожает, потому что земные скорби – ничто по сравнению с вечностью без Бога.

Новый Завет учит нас тому, что для того, чтобы начать понимать, что такое Божья благодать, у них должно быть представление о том, в каком действительно состоянии они находятся, будучи в рабстве греха. Это учение можно найти в послании Ефесянам главах 1 и 2.

Сэмюэль прав, говоря что опасность даже не столько в самой песне, недостаточно восхваляющей Бога, сколько в том, как она повлияет на поющих ее, к чему она их приведет. То есть, как эта песня повлияет на их восприятие Бога? Эта песня может пройти для них незаметно и смениться другой, а может и сильно навредить.

Мне стихи из разбираемой нами песни не нравятся. Слишком легко они наталкивают на мысль, что Бог создал и спас людей просто потому, что Ему было скучно. Что без нас Он не был совершенным. 

Бог радуется нам

Да, мы можем петь о том, что Бог радуется нам, как Своим детям. Это отражено в притче про блудного сына (евангелие от Луки глава 15 стихи 1-32). Еще об этом пишет пророк Софония (глава 3 стих 17). Бог дивный и прекрасный, Он не нуждается в нас, не страдает от одиночества без нас. Он радуется нам не потому, что вот мы появились и заполнили в Нем зияющую пустоту, и вот Его божественность, наконец, обрела свою полную силу. Это абсолютное искажение Библии.

Бог радуется нам, потому что Его радость и любовь исходят из изобилия, а не для того, чтобы заполнить что-то. Вот эта песня выше помогает нам понять эту истину, или наоборот ее искажает?

А вот еще одна популярная песня поклонения – «Превыше власти и царей» (в оригинале «Above all powers, above all kings…»). Ах, если бы ее вообще никто никогда не пел! Там в припеве есть такие слова:

Как цветок,
Растоптанный в земле,
Ты боль терпел,
Но прежде думал
Обо мне.

Ну ведь это же чистая ложь! Эта песня только мешает понять Божий замысел! Я даже не до конца понимаю, что хотел сказать автор. Что значит «превыше всего» и «прежде думал обо мне»? Обо мне превыше других людей? Нелогично. Превыше Своей славы? Так вообще не бывает. Так превыше чего? Песня-то сама очень душевная, но вот слова совсем не годятся. Потому что Бог спас нас как раз для того, чтобы мы могли познать и возлюбить Его славу, как самое ценное, что есть во вселенной – возлюбить ее превыше всего. Не знаю, о чем эта песня, но уж точно не об этом.

И в конце хочу сказать, что Бог всегда творит, и в последние тридцать лет Он тоже не переставал этого делать. И поэтому в нашем распоряжении сотни и тысячи потрясающих, здравых, глубоких, прославляющих Бога песен и гимнов. Поэтому, если какая-то песня вызывает сомнения, немедля берите другую. 
 

Опубликовано с разрешения

Уведомления о появлении новых статей могут приходить к вам лично через разные каналы:

Фейсбук, ВКонтакте, Твиттер, Гуггл, Телеграм. Не упустите возможность быть в курсе.

12/09/2019
Темы:
Песня Прославление
3343
3
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Господь использует тебя
Новая песня о старом
Алексей Обровец
| 6 апр |
2547
Привлекайте детей к поклонению: Простой план
«Пустите детей малых приходить ко Мне»
Уильям Букстайн
| 24 июн |
955
Мы спасаем мир песней
Проповедь на конференции «Sing!» (Пой!)
Джон Пайпер
| 9 ноя |
1984
Как оскорбить Бога во время поклонения
Простое слово из трех букв может либо оскорбить и унизить Бога, либо воздать Ему хвалу.
Сэм Стормс
| 13 окт |
4976
Поклонение – это время, потраченное впустую
Три ключевых слова – время, тратить, зря. Что они делают там, в этом заголовке?
Константин Гусихин
| 16 ноя |
12433
Работает на Cornerstone