Не «Макдональдсом» едим мы...
Не «Макдональдсом» едим мы...

Не «Макдональдсом» едим мы...

“Весь я в чем-то норвежском, весь я в чем-то испанском, вдохновляюсь порывно и берусь за перо” (Из Игоря Северянина)

Русский человек любит и ненавидит иностранное. Иногда сначала любит, потом ненавидит, а порой одновременно. Период преклонения перед Западом сменяется государственными компаниями осуждения низкопоклонства перед ним. Похоже, мы сейчас переживаем именно такой момент. Я редко ем в “Макдональдсе”, но хорошо помню, как мой товарищ в начале 90-х победно приехал из Москвы с целофановым пакетом и бумажным полулитровым стаканчиком со знаменитой буквой М, всей такой плавной, без острых углов, напоминающей ворота в какие-то неизведанные кущи. Райскими после пристального вглядывания они не оказались, но стали символом периода новых ожиданий, экономической весны. Сегодня говорят, что “Макдональдс” нам больше не нужен, он не отвечает высоким требованиям госнадзора.

Любопытный поворот в последнее время возник и в сознании некоторых духовных лидеров российского протестантизма. Высокое положение заставляет их колебаться в такт с магистральной политикой страны, подписывать заявления по поводу украинских братьев-отщепенцев. Я знаю не одного протестанта, который за последний год так или иначе заявил о своей оппозиции Западу, дескать зло, пусть и не все, приходит на матушку-Русь оттуда. И геи, и разврат, и безверие, и пропаганда абортов – все заносится на наши пространства ветром, дующим с запада на восток. Я не берусь оценивать влияние встречных воздушных масс, рассуждать о том добром ответном влиянии, которое мы оказываем на Запад, вошедший в последнее время, если верить государственным СМИ, в фазу особо стремительного разложения. Я хочу поговорить о другом. Насколько мы, христиане, особенно протестанты, пришедшие ко Христу в 90-е, зависим от моды самовластной? Что нам надо забыть, что надо помнить?  “Мы новое творение во Христе”, “не почитаю себя достигшим, а только забывая заднее и простираясь вперед...”. Говорит ли здесь апостол Павел о счастливом беспамятстве, в которое необходимо впасть любому верующему, чтобы фантомы прошлого не сбивали его с пути спасения?

Я хорошо помню моду на иностранцев в начале 90-х. После открытия границ, после массового заезда иностранных миссионеров для духовного и культурного окормления изголодавшихся по религиозной духовности, воспитанного в традициях атеизма населения, россияне стали массово приходить на организуемые для них библейские разборы с Кока-колой и чипсами или посещением “Макдональдса”, на пикники с диковинными играми вроде "софтбола" и “алтимэйт фрисби”, и это было вполне объяснимо. Западное христианство прибыло в Россию и привезло в обозе вожделенные блага цивилизации, до которых изголодавшиеся новоиспеченные россияне оказались предсказуемо охочи. Посещение церквей, интерес к западной цивилизации, к дорогам, открывшимся в самых разных направлениях, объяснялись практическим желанием освоить чужой язык, понять чужую культуру. Желание слиться с бодро шагающей в сторону Запада толпой обгоняло практические навыки. Мне вспоминаются карикатурные сюжеты, когда на крещение паренек, слабо владевший английским, появлялся в майке со слоганом, подаренным, если верить режиссеру Земекису, Форрестом Гампом отчаявшемуся составителю рекламных слоганов. Народ каялся и крестился с энтузиазмом. Проповедь Христа в переводе с чужого языка на свой казалась простой и понятной. Вместе со спасением человек приобретал друга на Западе, бейсбольную кепку, хорошие кроссовки и уверенность, что теперь в его жизнь все будет исключительно «fantastic» и только временами «fine». 

Как Западу не дано встретиться с Востоком, так и человеку, воспринявшему спасение как часть «пакета», в который помимо него входит комфортное житье, позитивное мышление, уверенность в завтрашнем дне и в том, что западные друзья тебя никогда не бросят, не дано постигнуть глубину слов апостола Павла о страхе и трепете, с которым христианину надлежит совершать свое спасение. 

Прошло время, достаточное, чтобы вырасти новому поколению молодых людей, чьи родители в 90-е строили мосты дружбы с Западом, в том числе и религиозные. И сегодня, когда Запад в очередной раз в отечественной истории объявляется рассадником вредных идей, поневоле задашься вопросом: может быть, вместе с крайне нездоровой едой из “Макдональдса”, наивному экс-советскому человеку подсунули некачественную духовную пищу? Может быть все те, кто шустро покаялся в своих прошлых, настоящих и будущих грехах, на деле просто согласились на участие в социально значимом для западного обывателя ритуале с еженедельным посещением церкви, десятиной, регулярным чтением Писания и заучиванием библейских стихов наизусть, чтобы в момент искушения не забывать, что нас постигло искушение, не иное как человеческое, и верен Бог, Который не попустит нам быть искушаемыми сверх сил. 

Мне представляется, что именно такие времена и проверяют нас, людей, помнящих товарный дефицит и запрещенные видео-сеансы в конце 80-х, насколько глубоко в нас проникла весть о Христовом спасении, а не европейском или американском. Проверяется, хвалимся ли мы своими импортными колесницами, табунами коней у них под капотом, или именем Господа Бога нашего, хотя это сегодня так же трудно, как совершать свое спасение постоянно со страхом и трепетом. Разве о них мы думали, когда произносили слова покаяния? Может есть в том особое Божье предвидение, чтобы Иисус не был ни американцем, не европейцем, ни россиянином, а бедным евреем, из племени, которое до сих пор в окружении враждебно настроенных народов похоже на ту самую разноцветную птицу пророка Иеремии, на которую нападают те птицы, которые на нее не похожи. Может потому Иисус – не западный, не восточный, а правильнее сказать, и то, и другое, и третье с четвертым, что в такие минуты, когда нас заставляют выбирать свою геогрфическую ориентацию, Он напоминает, что Бог – творец неба и земли, а люди – творцы границ и политической лояльности. Болельщики большинства футбольных команд мира никогда не увидят своих любимцев с Кубком Лиги Чемпионов над головой, значит ли это, что им надо прекратить поддерживать свою команду? Не думаю, что России можно поставить в укор то, что на ее огромных просторах не нашлось никого, кто смог бы создать ресторан быстрого питания, способный по международной популярности соперничать с “Макдональдсом”. Все-таки не “макдональдсом единым жив человек”, и в моменты национальных кризисов, экономических спадов понимаешь, что слова Христа о том, что человек жив Словом Божьим – не только метафора. Во времена первых “макдональдсов” в России весть Христа о смерти и воскресении воспринималась половинчато. Воскресенье – это прекрасно, но не съев бигмака с большой колой, не поносив “Ливаев” и новых кроссовок “Найк”, умирать человеку совсем не хочется. Вот когда мы, наевшись, напившись, наносившись и наездившись, вдруг заскучаем по воскресенью Христову и поймем, что не получим его без Христовой смерти, тогда можно будет уверенно говорить, что наше спасение нами самими понято, и что страх и трепет больше не вызывают в нас отторжения, а граничат с радостью, которая возникает от мысли, что сам Бог, Творец неба и земли, это добрая и совершенная сила, находится рядом с нами, и более того, она на нашей стороне, а мы на ее.

Фото Alberto Stocco / Shutterstock.com

Уведомления о появлении новых статей могут приходить к вам лично через разные каналы:

Фейсбук, ВКонтакте, Твиттер, Гуггл, Телеграм. Не упустите возможность быть в курсе.

11/09/2014
Темы:
Конфликт Мнение
2618
3
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Бог выбрал вашу свекровь
Пять хороших советов для жен и не только
Стейси Реаох
| 4 фев |
460
Подумайте хорошенько перед тем, как покинуть свою церковь
Лучше не покидать свою церковь. Но если пришлось, то причины должны быть обдуманы.
Мэтт Ходжес
| 5 ноя |
536
Пандемия разобщенности
Как мы отталкиваем мир
Рэнди Алькорн
| 22 окт |
787
Лиза Лэйки
| 14 окт |
586
Иногда следует довольствоваться миром
После предательства логично не доверять никому. Но в сложных конфликтах нужна мудрость.
Джон Блум
| 11 сен |
1459
Работает на Cornerstone