Церковь снова нуждается в реформации. Наши пасторы и наши люди нуждаются в возрождении.
Я говорю это как лютеранин, который никогда не был поклонником лозунга ecclesia reformata, semper reformanda (церковь реформированная, всегда реформированная). Я не думаю, что церкви всегда должны быть заняты реформами. Наши исповедание и литургия зачастую просто правильные. Я довольно традиционный человек. Я думаю, что краткое изложение Писания в наших протестантских исповеданиях остается актуальным сегодня и, по большей части, истинным. Конечно, их можно пересматривать, основываясь на Слове Божьем. Они не обладают таким авторитетом, как Священное Писание. Но только модернисты считают, что мы должны постоянно их реформировать. Только самые модные и лишенные корней евангелисты хотят постоянно изобретать церковь заново.
Я говорю это как историк христианства. Я постоянно рассказываю студентам о периодах отчаяния и обновления в церкви. Я не первый, кто указывает на проблемы Божьего народа. История церкви полна «пророков», нагнетающих мрак и обреченность на других, делающих непомерные заявления о грехах своего поколения.
Наши церкви находятся в кризисе
Тем не менее, в последние годы наши церкви переживают особый кризис. И даже такие традиционалисты, как я, считают, что возрождение необходимо, когда многие из нас страдают от дешевой благодати, трайбализма (приверженности своей группе людей, прим. Переводчика), духовной лени и «евангелий», которые заменили крест самопоглощением. Со времен Реформации мы спорим о том, когда и в каких условиях нам нужны перемены — трудные перемены, требующие тяжелой работы и рискованного свидетельства. В результате пришли к выводу, что во времена острых гонений, когда Евангелие под угрозой, когда церковь держится на волоске, мы должны встать и бороться за ученичество, которое стоит дорого.
Эти дебаты восходят к середине xvi века, когда лютеране, особенно лютеране, задавались вопросом, достигли ли они status confessionis («статус исповедания»). Сейчас такое время. Многие церкви находятся в кризисе — особенно на Западе, но и в других местах тоже. Посещаемость упала. Тревожное число молодых людей сомневается в том, что членство в церкви вообще имеет значение. Некоторые из старших, похоже, больше заботятся о богатстве и власти, о своем статусе и контроле над мирскими нарративами и системами, чем о следовании за Иисусом. Конечно, идолопоклонство характерно не только для старшего поколения. Его щупальца проникают в каждое поколение.
У многих христиан, как молодых, так и пожилых, неправильно расставлены приоритеты. Многие из нас тратят больше времени на спорт, чем на чтение Библии. Мы уделяем больше времени средствам массовой информации, чем удовлетворению нужд других людей. Мы очень мало молимся, и не очень усердно. Наши планы на пенсию - это в основном отдых и развлечения. Мы хеджируем свои ставки относительно жизни в грядущем мире, вкладывая больше свободного времени и избыточного дохода в мирское времяпрепровождение, чем в Царство Божье. Многие из нас сегодня готовы заплатить столько, сколько можем себе позволить, чтобы продлить нашу мирскую жизнь еще на несколько месяцев. Говоря языком пуритан, мы, похоже, не отучили свои привязанности от мира.
Это не осталось незамеченным другими. Многие задаются вопросом, как объяснить несоответствие между тем, что исповедуют христиане, и тем, что мы делаем в своей жизни. Они задаются вопросом, насколько глубоко мы верим в то, что говорим. И если мы не верим в это, то почему должны верить другие? Может быть, церкви не стоят того времени, которое они требуют. Есть лучшие способы прожить нашу оптимальную жизнь сейчас, чем проводить часы в неделю в учреждениях, которые слишком часто наносят тонкий слой богословия и тепловатой духовности на слабые и гниющие доски.
В 2021 году меня часто преследовал сон. Мне снилось, что в наших церквях каждые пять лет проводится комплексная проверка здоровья. Мы проверяли членов церкви на знание Бога, знание Библии, рост в освящении, служение нуждающимся, евангелизм и многое другое. И мы обнаружили, что если небольшая группа людей действительно выросла в благодати за последние пять лет, то большинство членов церкви - нет. Конечно, это был всего лишь сон. Но я боюсь, что если бы мы действительно проводили такие тесты, мой кошмар повторился бы в реальной жизни.
Меня беспокоит, что слишком мало христиан растет. Слишком немногие из нас готовы к возвращению Жениха. Многие на Западе живут слишком комфортно, чтобы задумываться о грядущем мире, не говоря уже о том, чтобы зажигать светильники и ожидать Его.
Есть прекрасные исключения из правила, которое я описываю, многие из них находятся в церквях, возглавляемых людьми, вовлеченными в TGC (Евангельская коалиция). Многие из вас проводят свою жизнь в дорогостоящем ученичестве и делают все возможное, чтобы поощрять других учеников. Тем не менее, я готов поспорить, что вы обескуражены тем, что выдается за ученичество в обществе в целом. И я надеюсь, что вы согласитесь с тем, что необходимо сделать что-то кардинальное, и что никто из нас не может сделать это самостоятельно.
Как начинается реформация
Библия и история церкви снова и снова показывают нам, что когда Божий народ собирается вместе, кается в своих грехах, взывает к Нему о милосердии и ждет от Него ответа, Бог использует его для проведения необходимой реформации. А когда их лидеры помогают друг другу продвигать такое поведение, то нет предела масштабам, на которых Господь благословит Свой народ. В истории искупления нет простого quid pro quo. Но существует взаимосвязь между умерщвлением греха и хождением по Духу, между смирением в глазах Бога и возвышением.
Итак, я посвящаю эту колонку дорогостоящему ученичеству. В следующих статьях я буду писать об обещании и опасности следования за Иисусом, о крестном пути, о том, как на самом деле культивировать стремление к зрелости в церквях и зрелое, благочестивое, победоносное свидетельство на общественной площади, а также о желании найти тех лидеров, которые демонстрируют и одобряют такую зрелость.
Пример Бонхеффера
Самая известная дискуссия о необходимости дорогостоящего ученичества, смелого христианского исповедания и реформации в церквях после xvi века состоялась во время подъема национал-социализма в Германии. Группа церковных лидеров, наиболее известные из которых Карл Барт и Дитрих Бонхеффер, выступили против нацистов и так называемых немецких христиан (христианских националистов, поддержавших Гитлера во имя Христа). Я не разделяю всех слов этих смелых лидеров. Но я восхищаюсь свидетельством Бонхёффера о Евангелии — даже до смерти. Он был повешен нацистами в концентрационном лагере, что придало достоверность его самой известной книге «Цена ученичества». В ней он пишет:
Когда Христос призывает человека, он велит ему прийти и умереть. Крест возлагается на каждого христианина. Первое страдание Христа, которое должен испытать каждый человек, – это призыв отказаться от привязанностей этого мира. Это то умирание ветхого человека, которое является результатом его встречи со Христом.
Сколько из нас сегодня, особенно в Соединенных Штатах, действительно умерли со Христом? Сколько из нас отказались от привязанностей этого мира? Нам нужно услышать эти слова снова, когда мы стремимся к настоящему ученичеству среди ложных Евангелий нашей эпохи.
Если мы хотим привлечь и вырастить настоящих учеников, мы должны предложить гораздо больше, чем вдохновляющая гражданская религия, духовные митинги и зрелища. Мы должны демонстрировать веру, известную не силой и «успехом», а слабостью; скандальную не лицемерием, а трудностями. Как писал апостол Павел:
Бог избрал немощное в мире, чтобы посрамить сильное; избрал уничиженное и презренное... даже то, чего нет, чтобы свести на нет то, что есть, дабы никто из человеков не хвалился пред Богом. И потому вы во Христе Иисусе, Который стал для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, так что, как написано: «Хвалящийся да хвалится в Господе». (1 Кор. 1:27-31)
И как увещевал Сам Христос в Евангелии от Матфея:
Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою потеряет? Или что даст человек взамен души своей? Ибо приидет Сын Человеческий с Ангелами Своими во славе Отца Своего, и тогда воздаст каждому по делам его. (Матф. 16:24-27)
Господи, помилуй нас! Пожалуйста, помоги нам не потерять наши души. Помоги нам содействовать реформации в наше время. Пусть мы будем готовы, когда Ты придешь.