Моя семья проводит лето на берегу озера Гилберт, что в 15 минутах езды от нашего дома. На берегу озера стоят несколько будок со спасателями, но только у одной из них есть особый свисток. Этот свисток используется только в тех случаях, когда кто-то ушел под воду и не всплыл на поверхность. Когда звучит этот свисток, мы все быстро выстраиваемся в линию вдоль берега, беремся за руки и заходим в воду, прочесывая озеро. Мы надеемся, что кто-то из нас натолкнется на ушедшего под воду человека, и мы успеем откачать его.
А теперь представьте себе, что человек, находящийся под водой, смотрит снизу на нашу вереницу, и думает: «Нет, только не этот! Не хочу, чтобы меня спас негр!» Или «Чтоб меня спасла женщина?! Да ни за что!!»
Абсурдная мысль, не так ли? А может ли быть такое, что кто-то на берегу откажется соединить руки с остальными, потому что рядом окажется человек, которого он не принимает по какой-либо причине – пол, раса, возраст, вера? Снова абсурдная мысль. Потому что из-за прерванной цепи и пустого пространства в воде тонущий не найдет руку помощи и погибнет.
Образно выражаясь, сейчас под воду ушли многие люди, и не могут всплыть самостоятельно, и погибают то справа, то слева от нас. Люди тонут и за пределами церкви, и внутри нее. Они не могут оттянуть момент своей смерти, ожидая, пока мы, христиане, на берегу не решим, кто же имеет право взяться за руки и начать спасать их.
По словам Дороти Сайерс, когда стоит вопрос о спасении душ для Царствия Божьего: «мы просто не можем позволить себе расточать наши человеческие ресурсы (ум, навыки, инициативу), даже если они находятся во владении женщин, точно так же, как не можем расточать наши природные ресурсы (воду, минералы, растения...)».
Однако, когда я последовала моему призыву проповедовать Слово Божье тем, кто отчаянно нуждается в нем, чтобы спастись, я увидела, как же много христиан готовы оставить «разрывы в цепи» как есть, лишь бы не слушать Евангелие из уст неправильного проповедника, вроде меня.
Церковь стала калекой, когда противопоставила женщин мужчинам. Комментатор Кэролин Кастис Джеймс говорит: «Когда мужчин призывают жить полноценной жизнью верующего, а другую половину Церкви просят подождать в сторонке, то благословенная общность пропадает, Невеста Христова начинает прихрамывать, и мы перестаем понимать единство Бога».
Может быть, настало время серьезно переосмыслить наше толкование Библии относительно служения женщин и применения их лидерских способностей ради Царства Иисуса. Начнем с некоторых распространенных ошибок в толковании Библии:
1. Женщины-лидеры вторичны по отношению к мужчинам-лидерам.
Мужчина и женщина были созданы Богом для жизни в общении и для отражения образа триединого Бога.
В Бытии 1:26-27 Бог говорит: «Сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они...и сотворил Бог человека по образу Своему, по подобию Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». В Бытии 3:22: «и сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас».
Бог – не единичная и статичная реальность, а динамичная и многоликая. Принципы взаимности видны в характере Бога, который есть Бог дающий и получающий, Бог влияющий и внимающий. Создав мужчину и женщину, Бог отразил в них суть общения, которое есть в самом триедином Боге.
В Бытии 2:18 Бог называет женщину соответственным помощником, ezer kenego. Д-р Бернд Ванненветш из Оксфорского Университета утверждает, что «кенего» включает в себя идею противоположности лицом к лицу». Женщина похожа на мужчину более всех остальных творений (Бытие 2:22-24), и в то же время достаточно сильно отличается от него, чтобы создать с ним необходимый союз. Сохраняя этот союз, они вдвоем будут представлять Бога, управлять для Бога, и устанавливать связь с миром для его спасения.
Женщина была создана, чтобы противостоять злу вместе с мужчиной в качестве его соратника. Возвращаясь к Бытию 2:18, наш Творец сказал: «не хорошо человеку быть одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (ezer kenego).
Традиционное патриархальное толкование данных стихов состоит в том, что мужчина – руководит, а женщина поддерживает его в качестве ассистента. Но все не так просто, как кажется, если обратить внимание на слово «езер», на то , как оно используется в Ветхом Завете, оставив в стороне пока его современное толкование. «Езер» встречается в Ветхом Завете 20 раз, в большинстве случаев, когда речь идет о Боге, и часто, когда говорится о воинах и сражениях. Вот главные ссылки:
Второзаконие 33:29 (щит, меч славы)
Псалом 70:5 (упование, избавитель)
Псалом 88:20 (мужественный)
Псалом 120:2 (защита)
Эти образы бросают вызов общепринятой картинке идеальной библейской женщины – милой, невинной и отзывчивой. Потому что такие слова как защищать, снабжать, мужественный, сила являются военными терминами.
Зло готово нанести удар и ждет возможности разрушить этот сильный дуэт в Раю. Сатана увидел свой шанс: чтобы сокрушить Божественный порядок, он решил сделать из своих врагов союзников. Этой стратегией он успешно пользуется до сих пор.
2. Игнорируется отношение Самого Иисуса к женщинам.
В стране, где женщинам было запрещено читать Тору, Иисус хотел, чтобы женщины слушали Его, «сидя у ног Его» (Луки 10:38-42). В стране, где женщины полностью привязаны к домашнему очагу, Иисус звал женщин за Собой в миссионерские странствия (Луки 8:1-3). В стране, где женщинам не доверяли, Иисус предоставил им честь первыми рассказать (мужчинам) о чуде воскресения.
Богословы. Служители. Проповедники. Наша культура ограничивает возможности женщин, но в Царстве Иисуса женщины играют в главных ролях. Цель Иисуса состояла именно в том, чтобы искупить, восстановить и обновить утраченное в грехопадении.
3. Стихи о женщинах в церкви обычно вырывают из контекста
Отрывки из писем Павла, ограничивающие размах женской деятельности в церквях, следует рассматривать в контексте вышеописанных примеров (событий в раю и из жизни Иисуса), а также, примера самого Павла.
Павел часто сотрудничал с женщинами на руководящих постах. К примеру, Еводия и Синтия, Лидия и Фива (через которую Павел, скорее всего, и передал свое послание римлянам, и она же, вероятно, первая истолковывала его адресатам), Прискилла, Хлоя и Юния. Эти женщины были лидерами, проповедниками, апостолами и диакониссами.
Тогда зачем же выделять лишь два места в Писании, а именно 1-е Тим. 2:12, где сказано: «а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии», и 1-е Кор. 14:34, «жены ваши в церквях да молчат, ибо не позволено им говорить»?
Ведь получается, что одно не клеится с другим. Если брать во внимание пример отношения к женщинам самого Павла, то его запрещающие стихи надо воспринимать как узко направленные на конкретную ситуацию в конкретных церквях, а не как общий принцип работы.
Царство Божье действует пока не в полную силу (Откр. 19-22), и мы с трудом продвигаемся навстречу славному будущему. Писания и Иисус поставили на пути указатели, чтобы мы не сбились с дороги. Путешествие оказалось сложным и хаотичным.
Но, несмотря на все трудности, Дух Святой продолжает действовать. Когда Бог действует, то невозможное становится возможным (Луки 18:27). Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они» (Бытие 1:26). Иисус сказал: «Совершилось!» (Иоанна 19:30). Да будет воля Его на земле, как и на небесах.