Мудрый миссионер знает, что для проповеди Евангелия в другой культуре требуется контекстуализация послания, то есть адаптация под конкретного слушателя. Слова, которые мы привыкли использовать, не всегда автоматически переводятся в новые культурные рамки, где наш опыт и ассоциации не обязательно знакомы слушателю. Нам нужны новые способы передать старую историю понятным языком для тех, кому мы призваны служить.
Но даже в рамках нашей собственной культуры нам приходится пользоваться контекстуализацией. А все потому, что музыка и литургия – это тоже язык. Они могут восприниматься разными людьми по-разному. Уже достаточно было написано статей и приведено доводов о том, для чего мы должны внимательно подходить к порядку богослужения, чтобы люди понимали, что происходит, и извлекали из происходящего ровно то, что мы хотим, чтобы они извлекли. Иногда имеет смысл изменить стиль музыкального аккомпанемента, литургии и способов коммуникации. И так далее.
Но видел я и как случается перебор с этой самой контекстуализацией. Я записал для себя несколько полезных мыслей, которые могут помочь нам в правильном русле размышлять на тему построения коммуникаций с аудиторией.
Попытки контекстуализации без четкого, богословски продуманного руководства приведут к хаосу, разделению и отчуждению. Иногда лидеров осеняет, что для достижения аудитории нужно что-нибудь предпринять. И вот уже музыка становится попопсовей, погромче, приджазованной или более традиционной. Литургические традиции, хранимые сотни лет, вдруг снова вводятся в обиход или, наоборот, выводятся. Но внесение существенных изменений в существующую методологию или традицию без оглядки на тех, кто уже в церкви, гарантировано произведет напряжение. И тут объяснение видения в контексте «благовестия» поможет людям потерпеть переходный период.
Если большая часть прихожан не поет, вы устроили не контекстуализацию, а представление. Ведь контекстуализация должна приводить к большей вовлеченности прихожан, а не наоборот. Я присутствовал на собраниях, где музыканты были весьма недурны в рамках современной культуры, но не менее половины прихожан не участвовали в поклонении, они были просто наблюдателями. Божьи призывы к людям, чтобы те пели (1 Пар. 16:8-9, Пс. 5:11, Пс.30:4, Пс, 47:6), звучат гораздо сильнее, чем призывы играть на музыкальных инструментах. Честно говоря, неплохо бы научить прихожан на собственном примере, что наши исполненные Духом голоса – самый важный элемент, когда звучит музыка для Бога.
Контекстуализация, при которой главным драйвером становится пример современной культуры, рискует превратиться в нечто неотличимое от внешнего мира. Если неверующий на наших собраниях не испытывает вообще никакого дискомфорта, то у нас проблема. Евангелие оскорбительно для нашей гордости и потерянности. Быть в мире – это совсем не то же самое, что быть частью этого мира. Если наша музыка, видео, ценности и разговоры выглядят и звучат так же, как и в мире, то неверующему вообще не понятно, как Евангелие изменило нас.
Некоторые аспекты наших собраний никогда не смогут быть уложены в контекст окружающей культуры, поэтому даже не надо пытаться это делать. Христиане – это люди Слова. Наш главный авторитет – это все то, что написано в Писании. Именно поэтому мы проводим причастие и крещение. Именно поэтому пасторы проповедуют, а не ведут интерактивные беседы (2 Тим. 4:1-2). Собрание верующих – это и есть свой собственный контекст, в котором происходит формирование и трансформация нашего мышления, перспектив и выбора.
Контекстуализация, игнорирующая или сводящая на нет историю и другие культурные контексты, производит культурный снобизм и отчуждение. В итоге, причиняется вред более широкому благовестию. Когда контекстуализация сужена, люди не укладываются в ее рамки. Ваш контекст 20-30-летние? А что насчет 60-летних? Если вы контекстуализируете для тех, кто на домашнем обучении, что делать с теми, кто ходит в государственные школы? Нацелились на творческих людей? А куда девать рабочих, домохозяек и бухгалтеров? Совсем недавно на конференции пасторов Кевин Де Янг сказал, что «сочетающийся с духом нынешнего времени овдовеет сразу, как наступят новые времена». Аминь! Да, мы должны учитывать культурыне аспекты в нашей церкви и общине. Но при этом важно, чтобы наши люди понимали более широкий контекст всего небесного тела Христова.
Контекстуализация благовестия – это не одно и то же с контекстуализацией собраний общины. Когда в церкви хотят сделать воскресное богослужение более дружественным для неверующих, зачастую приводят слова Павла из 1 послания Коринфянам 9:22-23.
Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его.
Но Павел тут говорит о благовестии неверующим во Христа, а не про еженедельные воскресные богослужения. Цель этих собраний – ободрение тела Христова с помощью духовных даров во славу Божью (1 Кор. 12:4-7, 1 Кор. 14:12). Если и повлияет это богослужение на неверующего, то потому, что случится понимание: церковное собрание отличается от всех остальных, что он видел. (1 Кор. 14:24-25).
Контекстуализция – это средство, а не цель. Я не так давно общался с человеком в Твиттере, он сказал, что его смущает, как единообразное «общинное поклонение» используется повсеместно, глобально. Ведь то, что здесь считают эталоном общинного поклонения, может быть не вполне уместно где-нибудь еще. Я понимаю его точку зрения. В 1 Кор. 12 и 14, Кол. 3:16-17 и Еф. 5:18-20 мы можем прочитать об основных чертах всех собраний общин. Общины в Москве, Пекине, Бомбее, Найроби, Лондоне и Санто-Доминго должны собираться вместе для того, чтобы слушать Слово Божье, проповедуемое и объясняемое. Общины по всему миру должны молиться и петь вместе. Каждое собрание должно быть свидетельством новой жизни, которую мы обрели во Христе, в ожидании второго пришествия Господа.
Проведение собраний таким образом, чтобы они были понятны прихожанам – это приоритет для пасторов и церковных лидеров. Но давайте постараемся сделать так, чтобы контекстуализация не заставляла нас вести себя так, что окружающим становится совершенно не понятно, что Христос искупил нас, что Он сделал нас святыми и непорочными в Нем, чтобы сияли мы в этом мире, уповая на Слово Жизни (Фил. 2:15-16).