Мужчины, помните времена, когда у нас были друзья?
Когда мы впервые по-своему и без стыда спрашивали: «Будешь моим другом?» Когда мы были уязвимы, когда нас знали, когда были честны с кем-то, кто все равно прикроет нас, какими бы мы ни были. В те времена, когда у нас не было дел важнее, чем просто порезвиться с ребятам. Для меня это было время, когда трава была вытоптана до грязи футболом, когда на гаражных воротах красовались вмятины от нашей «бразильской системы», а деньги тратились на кино. Вы можете вспомнить столь далекое прошлое?
Я про те дни, когда мы участвовали в младшей лиге, играли в баскетбол на переменах и пытались уговорить своих пацанов, чтобы те поменяли ваш сэндвич с джемом на куриные наггетсы. Мы оставались друг у друга ночевать, считали девчонок чем-то заразным, но они все равно нам нравились. Дни, когда мы гонялись друг за другом, спотыкаясь на пути к мужественности, дни, когда радости были общими, а если возникали конфликты с кем-нибудь не из нашего круга, то это были наши общие проблемы. В те времена игры в мяч и поездки на велосипедах были священным ритуалом, где рассказывали шутки, делились страхами, воплощали мечты, где друзья становились братьями, а безотцовщина обретала семью. Помните те времена, когда у нас были друзья?
Но теперь мы выросли. У нас есть работа, и мы платим по счетам. У них теперь есть жены и дети, а у нас - свои. Смски друг другу приходят крайне редко - похоже, их доставляют почтовыми голубями. Ты должен сам разобраться в жизни, ты уже мужчина. Кроме того, ты уже не тот, кем был. Иисус нашел тебя; и теперь дружба завяла. Что может быть общего у света с тьмой? Ничего, как вы понимаете. Что теперь?
Ну, теперь вы в церкви и встретили хороших людей, так ведь? Так? Они братья в самом глубоком смысле этого слова, братья в Господе Иисусе. Но вы не нашли братьев, возможно, в более функциональном смысле - друга, с которым можно проводить время, которому можно довериться и который прикроет вас, если будут проблемы. Человека, который знает вас. Человека, чьи успехи хождения в Господе вас радуют, но с которым вы занимаетесь и другими делами, кроме изучения Библии. Мужчину, который не зажат в рамки календаря. Человека, которым вы восхищаетесь, которому доверяете и которого любите как свою собственную душу.
Один комик пошутил, что одним из величайших чудес Иисуса было наличие двенадцати взрослых друзей-мужчин. Мы улыбаемся, а потом вздрагиваем. Должны ли такие отношения быть столь редкими? Разве Божье Слово дает нам основания ожидать, что мы должны хотеть иметь такого друга? Молиться о таком друге? Желать быть таким другом? Я думаю, что да.
Благословенно иметь брата
Размышляя о смысле жизни, автор Екклесиаста дает нам прекрасную апологию товарищества, братской любви.
«Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться?
И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, не скоро порвется». (Екклесиаст 4:9-12)
Мудрец учит, что двое лучше, чем один, а братство из трех человек еще лучше. Он только что закончил объяснять, что человеку нехорошо быть одному, говоря не только о браке, но и о мужестве (Екклесиаст 4:7-8). Нам нужны братья. Так жизнь лучше. Он приводит четыре причины, почему.
1. Брат для работы
Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их. (Екклесиаст 4:9)
Первое место, где мы видим благословение братства, - это наш труд. Мужчины не просто встречаются в кофейнях и обсуждают жизнь, они живут вместе. Они трудятся друг с другом.
Они знают, что часть их ученичества - это активный, совместный труд. У Иисуса есть иго, и эти братья хотят тянуть его плечом к плечу. И когда они это делают, их ждет хорошая награда за их труд. Работая вместе, они помогают друг другу стать лучшими людьми, учениками, мужьями, отцами, сотрудниками и соседями. Они служат в церкви, используют свои дары, оттачивают друг друга, наполняют свои руки добрыми делами, которые Бог приготовил для них - вместе. Вместо того чтобы рассматривать такие инвестиции как отвлечение от других обязанностей, они знают, что по ту сторону их совместного труда ждет хорошая награда. Они видят лучшие результаты, чем если бы они оставались в упряжке в одиночку.
2. Брат по несчастью
Двое лучше, чем один... ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его! (Екклесиаст 4:9-10)
Сколько христиан лежат на земле, упав, и некому помочь? Джордж Уайтфилд хорошо выразил эту мысль:
Когда мы размышляем о том, насколько мы склонны заблуждаться в своих суждениях и впадать в пороки в своей практической деятельности, и насколько мы неспособны, по крайней мере, очень не хотим замечать и исправлять свои собственные ошибки; когда мы принимаем во внимание, насколько мир склонен льстить нам в наших недостатках, и как мало среди нас таких добрых людей, которые говорят нам правду; какой неоценимой привилегией должно быть иметь рядом с собой верных, рассудительных, сердечных друзей, постоянно следящих за нашими душами, сообщающих нам, где мы упали, и предупреждающих нас, чтобы мы не упали снова в будущем. Конечно, это такая привилегия... мы никогда не узнаем ее цену, пока не придем к славе.
Добрые братья - это Божьи руки, помогающие нам подняться. Когда мы терпим неудачу, когда мы грешим, когда мы выбираем неверный путь, ведущий к большим последствиям, они протягивают руки и помогают нам встать на ноги. Они приходят к нам на самое дно. Они слушают. Они предлагают исправление. Они молятся вместе с нами. Они умоляют о покаянии и напоминают нам о Христе и Его драгоценных обетованиях. А когда жизнь бросает нас на произвол судьбы, разбивает сердце, и мы не можем стоять на ногах, они снова рядом. Они плачут вместе с нами, а мы - вместе с ними. Горе нам, если мы падаем и продолжаем падать в браке, личной жизни, отцовстве, призвании или получаем переломы ребер от удара, которого не ожидали, - и рядом нет брата, который помог бы нам подняться на ноги.
3. Брат для холода
Опять же, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? (Екклесиаст 4:11)
Представьте себе двух путников в путешествии. Ночи холодные, и пилигрим может согреться, прижавшись к своему спутнику. В особенно холодные ночи брат, который поможет согреться - это тот самый переломный момент между жизнью и смертью.
В этом высшем смысле наши души нуждаются в духовном тепле других людей. Даже искупленным сердцам становится холодно в одиночестве. Мы проходим через ветреный мир. Как нам сохранить тепло до конца? Как нам не остыть от страданий, греха или беспокойства? Как нам удержаться выше той комнатной температуры религии, которая ведет столь многих к гибели? Как можно согреться в одиночку?
В этом путешествии нам нужны настоящие братья, которые горят настоящей страстью к Христу и Его Царству. Они нужны нам, а мы нужны им. Хорошие братья согревают нас в холодные и безжизненные дни и добавляют свое тепло, чтобы наша вера не замерзла. Говоря словами Рафики, «Если хочешь идти быстро, иди один. Вот дорога. Вперед! Но если ты хочешь идти далеко, мы идем вместе».
4. Брат для битвы
Двое лучше, чем один... [ибо] если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, не скоро порвется». (Екклесиаст 4:9, 12)
Многие из нас не ищут и не постятся за таких братьев, потому что не понимают, кто стремится одержать над нами победу. Мы не знаем, какие филистимляне, какие армии, какие воры и враги стоят между нами и Царством Христа. Если вы смотрите вдаль и видите на пути луг с цветами, вам, возможно, не нужны люди, но если вы смотрите вдаль и видите легионы духовных сил, поклявшихся уничтожить вас, что бы вы отдали за Арагорна и Леголаса рядом с вами?
Братья, мы выходим, говорит Уайтфилд,
с «десятью тысячами, чтобы встретить идущего против нас с двадцатью тысячами»; как люди, которым предстоит «бороться не только с плотью и кровью, но и с начальствами, и с властями, и с духовной нечистью в высших сферах». И тогда скажите мне, все вы, боящиеся Бога, не является ли бесценной привилегией иметь рядом с собой роту соратников, вдохновляющих и увещевающих друг друга стоять твердо, сохранять строй и мужественно следовать за капитаном нашего спасения, пусть даже через море крови?
Вы никогда не переоцените Божий дар - человека, который становится смелее, когда возникает такая необходимость, - брата, готового идти с вами, когда впереди кишат враги. Он создан для этого: «Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья» (Притчи 17:17). И если с вами есть два таких человека, пусть все, что ждет вас впереди, остерегается!
Для этой и следующей жизни
К какому выводу мы приходим? Многие из нас менее действенны для Христа, впадают в печаль или грех и не могут подняться, охладевают в привязанностях к Божьей славе и душам других людей, а также чаще подвергаются нападкам сатаны, плоти и мира. А почему? Потому что у нас нет рядом брата или двух.
Два лучше, чем один, три лучше, чем два, и все же мы видим одиноких генералов с их семьями, разбросанных по всей территории военных действий - хороших мужчин, Божьих людей, одиноких мужчин. Им не хватает не дел, а благочестивых людей, с которыми можно было бы их делать. С кем охотиться, с кем есть, с кем смотреть игру, с кем заниматься спортом, с кем изучать Слово Божье, с кем благовествовать, с кем строить крыльцо или начинать бизнес.
Фродо нужен Сэм, Гарри - Рон, Давиду - могучие мужчины, Ионафану - его оруженосец. Даже Иисус, которому предстояло пройти Свой уникальный путь в одиночестве, все равно предпочел провести драгоценные мгновения на земле со Своими двенадцатью. Разделяй и властвуй - все еще эффективная уловка врага. Но что можете сделать вы? Что делать, если у вас нет такого брата, хотя вы очень хотите, чтобы был?
Вы можете молиться. Вы можете выделить в своем кадендаре приоритетное место для таких отношений. Вы можете вести миссионерскую жизнь и наблюдать, какие братья придут сражаться рядом с вами. Еще одна стратегия, которую я испробовал: будьте сами таким человеком. Будьте готовы трудиться с другими мужчинами, поднимать их, обогревать и сражаться рядом с ними. Делайте это, и я уверен, что вы еще найдете своих могучих мужчин. Итак, кого вы можете укрепить в Господе на этой неделе?
А пока вы ждете, не забывайте ценить это братство больше, чем любое другое. Иисус все еще протягивает руку к нам, ученикам, и говорит: «Вот... братья Мои! Ибо всякий, исполняющий волю Отца Моего Небесного, есть брат Мой» (Матфея 12:49-50). Дух Христа преодолевает разделение и вселяется в нас. Возможно, у вас еще нет братьев, потому что Бог хочет, чтобы вы по-настоящему ценили Христа, действующего в вас, Христа, поднимающего вас, Христа, согревающего вашу душу, и Христа, сражающегося с вами. Блажен человек, который научится - даже среди хороших братьев - полностью полагаться на этого Друга.