Как церкви избавиться от «культа личности»?
Как церкви избавиться от «культа личности»?

Как церкви избавиться от «культа личности»?

Чак ДеГроат рассказывает о стратегии духовного здоровья в служении «нелегким людям».

Служение в церкви подразумевает, что рано или поздно вам придется иметь дело с «нелегкими» в общении людьми. Как лидеру церкви сохранить отношения, одновременно не уступив желанию смириться и сдаться? Чак Де Гроат, профессор психологии и пасторской заботы Западной богословской семинарии, практикующий психолог и пастор, написал об этом целую книгу. С автором книги «Люди, которых трудно любить» беседует Даниэл Дарлинг. Их разговор об открытости и «культе личности» в церквях.

Как церкви избавиться от «культа личности»?

 

– Вы как-то неожиданно для всех рассказали о суицидальных мыслях, когда служили пастором. Разве позволительно церковным лидерам так открыто говорить о своих переживаниях?

Я немного исследовал эту тему среди выпускников семинарий, отслуживших в церквях по пять и более лет. Они с радостью изучали Писание, читали умные книжки и проповедовали. Но их подготовки оказалось недостаточно перед лицом критики, слухов, вовлечения в чужие конфликты, стресса, усталости и много другого.

В моем служении тоже бывали нелегкие моменты. Порой я чувствовал себя бесполезным, иногда мне казалось, что продолжать дальше нет смысла, что мы с женой живем на разных планетах. Иногда мне казалось, что весь мир против меня, а мой внутренний критик осуждал меня так громко, что я даже был не в состоянии думать. Нам, руководителям, лидерам требуется общественное разрешение рассказывать о себе и те истории, которые раскрывают наши «темные» стороны. В любой хорошей истории есть страдание, смерть и воскресение – такую последовательность нам дал Христос. Зачем делать вид, что мы сверхчеловеки, если Сам Иисус довольствовался человеческим «обыкновением»?

Впрочем, есть разница между открытостью и ранимостью. Ранимость стоит оставить для близких друзей и супругов. Открытость же можно представить большей аудитории. Хороший лидер соблюдает здоровый баланс между гипертерапевтическим рассказыванием лишнего и пугливым скрытничеством.

– Почему личное духовное здоровье так важно для лидеров?

Мне повезло – у меня был в жизни профессор психологии, который честно сказал мне, что видел во мне – незрелость, неуверенность и гордыню. В нашей культуре принято всех хвалить. И мне нравится хвалить мужчин и женщин, которые идут служить и занимают руководящие позиции в служении. Но следует также честно говорить им о том, какие закономерности есть в их отношениях с другими людьми, об их скрытой неуверенности или мессианских комплексах. Духовное здоровье не в движении по какой-то надуманной «лестнице нравственности». Иисус ведь призывает нас к «чистоте сердца».  Наша внутренняя жизнь должна совпадать с внешней. Помните, ведь именно в этом была проблема религиозных лидеров времён Иисуса – они лицемерили, играли на публику – на сцене были полны жизни, но внутри были пустыми.

Для роста нужны время и страдания. Кажется, поэтому бедные, сломленные, нечистые в Новом завете кажутся более привилегированными – они уже достигли дна. Наши унижения производят глубину, благодать, прощение, силу, смелость и надежду – все те качества, без которых лидер – не лидер. В противном случае мы рано или поздно испытаем на себе то, что происходит со всеми, кто живет во лжи: нас разоблачат, мы упадем или оттолкнем от себя всех тех, кого любим.

– Почему правильное представление о Боге так важно для хорошего лидера?

Важно знать свою историю в свете Божьего замысла, когда мы были сотворены, потом произошло непоправимое, но Бог нашел способ все исправить. Мы, носители образа Божьего, должны помнить, что Бог сотворил нас для взаимоотношений и служения. Когда жизнь заходит в тупик, а вести за собой людей становится невыносимо, мы отклоняемся от первоначального замысла. Наши взаимоотношения рушатся. А чувство, что мы делаем что-то важное, притупляется.

Лучшие лидеры здравы и в отношениях, и в служении. Обращаясь снова и снова ко Христу, они возвращают свою жизнь в русло первоначального замысла.

— Что нам делать с этим «культом личности» во многих церквях и миссиях?

Нам всем хочется восхищаться нашими лидерами. В мире хаоса мы ищем авторитетных и неуязвимых героев, в которых нет ни страха, ни упрека. Однако, когда мы отдаем лидерам столько власти и могущества, сколько положенно отдавать лишь Богу, в своей наивности мы сами обрекаем себя на урожай злоупотреблений.

Здравые лидеры не потребуют уважения или верности. Они скорее создадут для этого предпосылки. Им не нужно со всем соглашаться. Они помогают вам, их успех в вашем росте, даже если вы выросли выше них.

Для лидера прощение – крайне важный элемент: не дешевое и быстрое «я тебя прощаю», а настоящее смиренное решение никого не судить. Конечно, лидерами мы становимся, преуспев в анализе, суде и критике, но если жизнь лидера строится только на этих трех элементах – его душа принимает яд, который ее и погубит. Нам следует научиться прощать раны и разочарования еще до того, как они нанесены. Только так можно привнести свободу в нашу организационную культуру. Ведь люди не ищут способов кого-нибудь разочаровать или сделать какую-нибудь ошибку.

Уведомления о появлении новых статей могут приходить к вам лично через разные каналы:

Фейсбук, ВКонтакте, Твиттер, Гуггл, Телеграм. Не упустите возможность быть в курсе.

23/07/2014
Темы:
Пастор Психология Церковь
3724
2
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Пастор-нарцисс?
Является ли нарциссизм проблемой, стоящей за моральными провалами пасторов?
Дэн Дориани
| 25 ноя |
150
Молодой пастор, не смотрите на пожилых братьев свысока
Каждый из них достаточно стар, чтобы быть вашим отцом.
Дерек Бикема
| 13 ноя |
162
Патрик Шрейнер
| 10 ноя |
168
Когда служение — не то, что вы ожидали
Служение — это тяжело, но оно также приносит огромную пользу
Даниэл Стегман
| 30 окт |
184
Райан Уильямс
| 26 окт |
202
Работает на Cornerstone