Новый посетитель нашего прихода недавно сказал мне: «Я прочитал ваши 39 статей и был разочарован. Это просто похоже на основное христианское изложение веры».
Основное христианское изложение веры. Именно так.
Тридцать девять Статей Вероисповедания англиканской церкви не являются всеобъемлющими. Они не отвечают на все богословские или церковные вопросы, которые могут возникнуть у последователя Иисуса. Но в краткости и простоте этих статей есть элегантность, которая укореняет нас в исторической церкви и актуальна сегодня.
Католическая, реформатская, поместная
Тридцать девять статей были первоначально составлены в виде 42 статей английским реформатором Томасом Кранмером в 1553 году для доктринального объединения Церкви Англии. По словам самого Кранмера, статьи были составлены «для устранения разногласий во мнениях». После многочисленных пересмотров они достигли окончательной формы в 1571 году и вместе с Книгой общей молитвы, Ординарием и Двумя книгами гомилий служат формулярами всемирного англиканского общения.
Статьи можно разделить на три отдельные части. Первые восемь статей — это Католические статьи. Они в целом представляют то, во что верили большинство христиан на протяжении всей истории церкви. В этих статьях говорится о тринитарном богословии, христологии, Священном Писании и исторических вероучениях. Реформатские статьи (9-33) составляют самый большой раздел. Они отражают великие богословские споры xvi века, охватывая сотериологию (9-18), экклезиологию (19-22), миссиологию (23-24) и сакраментологию (25-33). Остальные Местные статьи (34-39) касаются местных традиций и положений Церкви Англии, а также того, как христиане должны относиться к своим местным соседям и правительствам. Чтобы узнать больше, см. Книгу Дж. И. Пэкера «Тридцать девять статей: Их место и применение сегодня» и более подробный трактат Джеральда Брэя «Вера, которую мы исповедуем: изложение тридцати девяти статей».
Весомые, но не непогрешимые
Пакер помогает нам понять природу авторитета исторических исповеданий, таких как Тридцать девять статей:
[Они] приходят к нам как… проверенные временем решения по конкретным вопросам, связанным с верой Христовой, изложенной в Писании. Они приходят к нам как общепринятые решения, впервые принятые Церковью много веков назад, а теперь подтвержденные и одобренные свидетельствами всех последующих поколений, принявших их, вплоть до нашего времени... Англикане обязаны в полной мере учитывать те формулировки, которыми наша Церковь связала себя; и игнорировать их, как будто мы уверены, что Дух Божий не приложил к ним руку, не более оправданно, чем относиться к ним как к боговдохновенным и непогрешимым.
Исповедания, подобные Тридцати девяти статьям, не следует ни отвергать, ни обожествлять. Мы не должны рассматривать наши собственные доктринальные исповедания как непогрешимые, но последователи Иисуса, поклоняющиеся в приходах Англиканского общения, должны придавать этим статьям соответствующее значение. Они выдержали испытание временем, и мы не должны высокомерно считать себя мудрее наших предшественников.
Скандал и утешение
Каждая из статей несет в себе непреходящую истину для следования за Христом, но я хочу выделить два способа, благодаря которым исторические доктрины, содержащиеся здесь, особенно актуальны сегодня.
Во-первых, Статьи Вероисповедания служат важным якорем для церкви, воплощая то, что Лесли Ньюбигин назвал «скандалом конкретности». Современных людей часто возмущает мысль о том, что Иисус — это не один из многих путей к Богу, а единственный, исключительный путь к спасению. Мы живем и служим в терапевтическую эпоху, которая не только отвергает единственное утверждение sola fide, solus Christus, но также отвергает необходимость какого-либо спасения вообще. Но статьи 6 («О достаточности Священного Писания для спасения») и 18 («О получении вечного спасения только именем Иисуса») ясно утверждают эту скандальную доктрину. На первый взгляд, это может показаться неловким и не соответствующим нашему культурному моменту, но истина об исключительности Христа является тем, что укореняет церковь и позволяет нашему служению идти глубже, чем кажется.
Во-вторых, Статьи Вероисповедания дают утешение тем, кто был обижен церковью. Статья 26 называется «О недостойности служителей, которая препятствует действию таинств». Ее стоит прочитать полностью:
Хотя в видимой Церкви зло всегда смешивается с добром, и иногда зло имеет большую власть в служении Слова и Таинств, однако, поскольку они делают то же самое не от своего имени, но от имени Христа, и служат по Его поручению и власти, мы можем пользоваться их служением, как в слушании Слова Божьего, так и в принятии Таинств. Ни действие Христова таинства не отменяется их нечестием, ни благодать Божьих даров не уменьшается у тех, кто с верой и по праву принимает таинства, служащие им; которые действенны, благодаря Христову установлению и обетованию, хотя и служатся злыми людьми. Тем не менее, дисциплина Церкви требует, чтобы о злых служителях проводилось расследование, чтобы их обвиняли те, кто знает об их проступках, и, наконец, если они будут признаны виновными, то по справедливому приговору будут смещены.
Для меня, грешного священника, который, как выразился Дэн Аллендер, «хромает», это глубокое утешение. Когда я возвращаюсь к привычным грехам, от которых давно должен был отказаться, или когда я выхожу из себя в общении с членом семьи, или когда я сильно разочаровываю кого-то в нашем приходе, эта статья напоминает мне, что Христос все еще действует во мне и через меня. Она напоминает мне, что хотя в моей жизни так много «зла, смешанного с добром, … благодать Божьих даров» не уменьшается от моего греха.
Я молюсь, чтобы это также стало настоящим утешением для людей, которым я служу. Надеюсь, это позволит им поставить меня на подобающее место. Пасторы и священники — это разбитые сосуды. Мы не Иисус. Мы регулярно подводим наших людей, и когда (а не если) мы это делаем, члены церкви не должны отчаиваться, что все служение, которое они получили от нас, было напрасным. В эпоху, когда так много людей разрушают свою веру из-за ран, оскорблений и манипуляций со стороны церковных лидеров, Статьи Вероисповедания помогают нам напомнить друг другу, что мы можем держаться за добро, которое получаем от Бога через грешных лидеров, даже если мы призываем этих лидеров к ответственности.
Таким образом, Тридцать девять статей не только предоставляют нам исторически укоренившуюся, элегантную ортодоксию. Они также проповедуют нам — грешным пасторам и священникам, а также их прихожанам — прекрасную благую весть Евангелия.