Незаметные для папарацци, неинтересные журналистам покорные и послушные девушки живут и умирают, не оставляя после себя историкам ничего. Но этот факт не помешал гарвардскому историку Лорел Тэтчер Ульрих заниматься их поисками и увековечиванием.
Историк, чей взор привлекала простая жизнь, получила Пулитцеровскую премию за публикацию дневника одной медсестры, жившей в Америке спустя несколько десятилетий после Великой Революции, но на этом не остановилась и продолжила собирать истории о жизни женщин в Америке времен ее основания. Исследования привели Лорел в библиотеку, где хранились церковные некрологи этих женщин – единственный тип документа, который не позволил им кануть в Лету.
Скрытые от глаз
Лорел Тэтчер Ульрих опубликовала свою находку в 1976 году, приложив ее к статье под названием «Найдены добродетельные женщины. Церковная литература Новой Англии, 1668–1735 г.г.».
Статья начиналась с параграфа, который кратко излагал содержание всего исследования:
«Коттон Мэйтер называл их «спрятанными». Они ведь никогда не проповедовали, не сидели на скамейках для служителей. Они не голосовали и не учились в Гарварде. Но они и не роптали на Бога или Его наместников на земле. За закрытыми дверями своих домов они молились, прочитывали Библию по крайней мере один раз за год и ходили в церковь даже в снежную погоду. Положив себе наградой венец на Небесах, они не просили большего на земле. И никто о них не вспоминал. Безропотные женщины редко попадают на страницы истории. В отличие от гадалок и женщин легкого поведения этим благочестивым женщинам нечего было предложить к пересудам».
Здесь нужно уточнить про «безропотность». Важно помнить, что христианкам позволительно и посещать высшие учебные заведения, и мягко наставлять заблудившегося в своих убеждениях церковного служителя. В этом нет греха или противоречия. Параграф выше стал известен по другой причине.
Всех задела фраза «безропотные женщины редко попадают на страницы истории» и впоследствии стала крылатой, хотя и несколько видоизменилась: через пару десятилетий феминистки ее уже произносили как «безропотные девушки не попадают на страницы истории». Эти слова сначала печатали на футболках, потом на значках, потом на наклейках на автомобили, и ,наконец, они стали официальным слоганом феминистических организаций. Слова зажили своей жизнью.
Позже Ульрих иронично отметила: «Другие мысли из моих работ не удостоились печати на футболках. А было бы забавно представить, как железнодорожницы носят значки со словами «А ведь банальщина – настоящая трагедия!»
Ирония злополучного слогана из 1976 года заключается в том, что Ульрих не призывала женщин встать и пойти бороться за права, как это было понято феминистками. Дело было не в этом. Лорел Тэтчер Ульрих, как историк, всего лишь констатировала факт: благодетель богобоязненных женщин в Америке не ценится, поскольку не дает никакой пищи для сплетен.
Заметны в Божьих глазах
Так кто замечен Богом? Чья биография вписана в небесные записи и отмечена особо в энциклопедии вечности?
В отличие от ограниченного в ресурсах историка взор Бога покрывает всю землю и выхватывает из общей массы достойных.
В частности, такие описания мы находим в первом письме апостола Петра в главе 3. Его целью было изобразить христиан не в качестве тряпочек для вытирания ног, но раскрыть секрет того, что дает уверенность во Христе пред лицом сомнения и опасности.
Надеющиеся на Господа иногда попадают на страницы истории, но чаще всего такие случаи – исключение, и жизнь таких людей проходит под гимн псалмопевца:
Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо? Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним. Очи Господни [обращены] на праведников, и уши Его – к воплю их. Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них (Псалом 33 стихи 13-17, 1-е послание Петра глава 3 стихи 10-12).
Что в этом гимне благодати привлекает историков? Особенно, когда Апостол Петр продолжает цитату из псалма словами: «Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением».
Кротость и благоговение христианской жизни – наилучшее свидетельство силы и укрепляющей благодати, дарованных нам единством со Христом.
Неизгладимая история
В своем сочинении «Письма Баламута» Клайв Стейплз Льюис описывает, как мужчина, находящийся под натиском стрел дьявола, знакомится со своей потенциальной женой. Женщина довольно благочестива. В глазах мира она выглядит жалко. В глазах врага она просто отвратительна, угроза силам зла, потому что «она не просто христианка — она из самых гнусных! Отвратительная, подлая, глупо-улыбчивая, скромная, молчаливая, тихая как мышка, ничтожная как мокрая курица, девственная, истое дитя! Какая гадость! Меня просто тошнит… Она — двуличная обманщица (знаю я тихих): вид такой, будто готова упасть в обморок при виде капли крови, а умрет, гадюка, с улыбкой на губах».
Так вот эти двуличные обманщицы, жены чистоты и веры, сильные героини достоинства, глядящие в глаза демонам и усмехающиеся своему будущему, улыбающиеся смерти – боль для дьявола (см 1-е послание Петра глава 3 стихи 5-6, книга Притчи глава 31 стих 25).
Благочестие ради Бога, практикуемое здесь на земле, не часто интересует историков. В нем нет ничего душещипательного. Безропотные девушки не попадают на страницы истории. И это справедливо. Но последнее слово не за историками. Подозреваю, история каждого верного верующего, даже самого обычного, принесла достаточно слов для записи в вечности, и книги о нем заполнят небесную библиотеку миллионами томов, описывая каждое слово, каждое дело, засвидетельствованное самим Творцом и ставшее смертью для всех демонов преисподней.