Зачем дружить с оппонентами?
Зачем дружить с оппонентами?

Зачем дружить с оппонентами?

Бавинк о «критической» дружбе

В прошлом году смерть Рут Бадер Гинзбург вызвала много разговоров о ценности дружбы между людьми, чьи взгляды на жизнь и мир резко отличаются. В течение своей карьеры либералка Гинзбург поддерживала долгую дружбу со своим коллегой Антонином Скалиа - фигурой, которая, по крайней мере, в идеологическом плане, вряд ли могла быть более непохожей.

Их дружба распространялась и на их семьи, которые иногда вместе отмечали Новый год. На одной памятной фотографии можно увидеть, как Скалиа и Гинзбург вместе катаются на слоне во время совместного семейного отдыха в Индии. В эпоху, когда под другом часто понимают человека, который видит мир так же, как я, это замечательный образ.

В последние годы дружба этой «странной пары» стала темой многих статей, радиопередач и даже оперы. Их странный контркультурный пример заставил людей задаться вопросом: зачем им нужна такая дружба? Как она получилась? Сохранили ли они дружбу, пренебрегая различиями, или их отношения расцвели именно благодаря им? Как они понимали природу дружбы в целом? Нужны ли мне друзья из разных идеологических лагерей? Эти вопросы, конечно, актуальны и для христиан: должны ли мы также ценить подобную дружбу? 

Странная пара

Чтобы ответить на эти вопросы, мы можем рассмотреть столь же интригующую дружбу между христианином и радикальным скептиком - Германом Бавинком (1854-1921), одним из величайших христианских богословов 20 века, и его другом всей жизни Кристианом Сноуком Хургронье (1857-1936), либеральным скептиком, который позже принял ислам. В своем контексте, в Нидерландах конца XIX - начала XX века, Бавинк и Сноук были такими же известными общественными деятелями, чья глубокая дружба обозначила их как некую странную пару.


Бавинк и Сноук были сыновьями пасторов, которые впервые встретились, будучи студентами Лейденского университета в 1870-х годах. Несмотря на эти общие моменты, их судьбы вряд ли могли быть более разными. Отец Сноука был пастором основной голландской реформатской церкви, который был смещен за "неверный уход" от своей первой жены и бежал в Лондон с молодой женщиной (матерью Кристиана). Семейство Сноук-Хургронье принадлежало к голландской аристократии. Будучи молодым аристократом, Кристиаан происходил из сомнительной ветви престижного семейного древа.

Бавинки, напротив, происходили из скромного сословия. Отец Германа, Ян, был сыном плотника и стал пастором в небольшой, теологически консервативной христианской реформатской церкви.

Подружившись в студенческие годы, Герман и Кристиан оставались в тесном контакте до конца жизни, несмотря на то, что разница в их мировоззрении с годами только увеличивалась. У нас нет фотографии, где они вместе катаются на слоне. Однако у нас есть целая коллекция писем, в которых они делятся личными трудностями, пытаются убедить друг друга в вопросах веры и политики, читают и критикуют труды друг друга, делятся радостями и трудностями жизни.

Их письма - это окно в богатую и откровенную дружбу между глубокими мыслителями и друзьями, которые придерживались радикально разных убеждений относительно христианства. Они побуждают нас по-христиански задуматься о природе дружбы в культуре, где дружба все чаще строится вокруг пакетных политических идеологий и где нас побуждают искать друзей в эхо-камерах.

Прагматическое начало

В период их студенчества в культуре Лейденского университета - старейшего и самого престижного университета Нидерландов - доминировали сыновья аристократии: типичный лейденский студент 1870-х годов носил двусложную фамилию, происходил из знатной семьи и состоял в кровном или брачном родстве со многими своими сокурсниками. В принципе, Сноук принадлежал к этой среде, а Бавинк - нет.

И все же оба быстро обнаружили, что они там чужие: семейное происхождение Бавинка не было достаточно высоким, а семья Сноука была запятнана скандалом. Наряду с этим, оба молодых человека критически относились к либеральной теологии, которую преподавали их профессора: Бавинк был привержен ортодоксальности в учении и жизни, в то время как радикально настроенный Сноук с подозрением относился к их смелой и легкой гетеродоксии.

Хотя оба были аутсайдерами (хотя и по разным причинам), Бавинк и Сноук стали друзьями не из-за отсутствия других вариантов: Бавинк был не единственным богословски консервативным студентом в Лейдене, а Сноук смешивался с группой других либеральных аристократов. Почему же они решили поддерживать именно эту дружбу?

В первые два года обучения в Лейдене студенты должны были проходить общие курсы, прежде чем переходить на специализацию. В этот период Бавинк и Сноук впервые сблизились благодаря одному из таких курсов - арабскому языку, который Бавинк считал скучным и трудным. Их дружба началась, когда они были партнерами по учебе; вскоре стало ясно, что они сильно привязаны друг к другу.

В 1878 году оба молодых человека сдавали один и тот же экзамен. Бавинк получил диплом с отличием, в то время как Сноук просто сдал экзамен. Бавинк счел это серьезной несправедливостью, подумал, что это было вызвано личной неприязнью профессора к его другу, и отказался принять свой диплом, пока не уберут отметку «cum laude» (с отличием). Сноук ответил Бавинку, что «такая дружба стоит для меня бесконечно больше, чем слова на листе бумаги». К концу студенческих лет их дружба превратилась в глубокую преданность. 

Разные направления

В дальнейшем Бавинк и Сноук пошли разными путями: Бавинк стал знаменитым богословом и до последнего жил в соответствии со своей фирменной чертой ортодоксального, социально активного христианского благочестия. Сноук получил докторскую степень в области исламских исследований. Он отправился в Мекку, по пути обратившись в ислам, чтобы получить доступ в этот город, где он сделал одни из первых фотографий Мекки во время паломничества Хаджа, которые он вскоре опубликовал в виде книги, принесшей ему мировую известность.

Он прожил несколько лет на территории нынешней Индонезии, живя там как мусульманин (под именем Абд аль-Гаффар), женившись на мусульманских женах и родив мусульманских детей, а затем вернулся в Нидерланды, где вновь стал либеральным голландцем и женился на голландке. Без сомнения, он был самым известным востоковедом своего поколения, и в то время он был гораздо более известен, чем его друг-богослов (хотя сейчас ситуация изменилась).

Несмотря на поразительные контрасты между их убеждениями и жизнью, Бавинк и Сноук на протяжении всей своей жизни поддерживали регулярные контакты — как личные, так и в письмах. Из их писем ясно, что оба ценили «критическую дружбу» и считали, что проницательность человека быстро притупляется, если его окружают те, кто думает так же. 

Они считали, что по-настоящему острому мыслителю нужен близкий друг, которому он может доверять, но который не разделяет его самых основных предположений. Бавинк однажды описал их дружбу как "оппонентов, которые также являются друзьями".

По этой причине они регулярно читали и обсуждали труды друг друга - часто с сильными разногласиями. Их взаимодействие по вопросам ислама, секуляризации, авторитета Писания и, прежде всего, истинности христианской веры не оставляет нам сомнений в том, что их убеждения расходились как мир.

Также вероятно, что Бавинк ничего не знал об исламской двойной жизни Сноука в Мекке и Индонезии. Например, он, похоже, не понимал, что Снук стал мусульманином, чтобы попасть в Мекку, и также кажется правдой, что Снук солгал Бавинку, когда его спросили о его браке с мусульманским подростком. Очевидно, что их дружбу не всегда было легко продолжать.

И все же она продолжалась. Книга Бавинка «Философия откровения», написанная как апологетический труд, рассчитанный на скептиков, кажется, была написана, по крайней мере, частично, в попытке убедить Сноука — хотя, судя по их последующим обсуждениям этой книги, не похоже, что аргументы Бавинка его покорили. 

Хотя оба мужчины осознавали, что с годами расстояние между ними только увеличивается, они до конца оставались верны своей «критической дружбе». Например, за день до смерти Бавинка Снук написал жене своего друга, Йоханне Бавинк-Шипперс, о своем последнем посещении смертного одра Бавинка: «Я до сих пор нахожусь под глубоким впечатлением от своего последнего визита: в унынии, но и в назидании. Я никогда не знал моего доброго друга иначе, чем благочестивым: 1874-1921». 

В такой дружбе, безусловно, есть что-то интригующее. В истории Бавинка и Сноука мы видим двух людей, которые задавали одни и те же вопросы, как богословские, так и социальные, но с совершенно разных предпосылок и точек зрения: возможно ли познать Бога? Если да, то как? Является ли религия просто вопросом человеческой культуры (Сноук), или это реальность, указывающая на нечто высшее (Бавинк)?

Их дружба на протяжении всей их жизни - это честный и очень долгий разговор двух мыслителей, которых объединяла двойная мотивация: убедить другого, а также научиться у него. Столетие спустя этот пример остается поучительным: он сыграл не последнюю роль в том, что Бавинк стал проницательным, острым и убедительным писателем, которого сейчас многие любят. Однако он также остается слишком редким примером - таким же редким, как, возможно, появление соперничающих судей на одном и том же слоне.

Опубликовано с разрешения

Уведомления о появлении новых статей могут приходить к вам лично через разные каналы:

Фейсбук, ВКонтакте, Твиттер, Гуггл, Телеграм. Не упустите возможность быть в курсе.

22/12/2021
Темы:
Дружба Противостояние
438
4
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Почему у нас нет хороших друзей? 
Дружба крепкая не сломается...
Маршалл Сигал
| 23 ноя |
164
Бог хочет, чтобы вы были бременем
Носите бремена друг друга...
Кристин Гордон, Хоуп Блантон
| 3 окт |
214
Семь привычек настоящего друга
Привычки, которые помогут выстроить крепкую дружбу
Джасмин Маккейн
| 2 авг |
2083
Останемся друзьями?
Не всегда это хорошая идея.
Марк Баллинджер
| 22 апр |
3455
Рождение ребенка: прощайте, друзья!
Прежде, чем заводить детей, прочитайте эту статью. И не только ее.
Эрин Макнили
| 21 мар |
4299
Работает на Cornerstone