Один из самых печальных текстов Ветхого Завета
Один из самых печальных текстов Ветхого Завета

Один из самых печальных текстов Ветхого Завета

Подражать примерам мужественной веры и горько скорбеть о примерах полыхающего эгоизма.

Три раздела Ветхого Завета посвящены жизни и временам царя Езекии и рассказывают о том, каким хорошим и верным человеком он мог быть (2 Цар. 18-20; 2 Хрон. 29-32; Ис. 36-39). Мы с радостью вспоминаем его далеко идущие усилия по приведению нации к реформации в соответствии с Торой, и нас трогает потрясающее мужество и верное доверие Езекии, когда он вынужден противостоять ассирийскому царю Сеннахириму.

Ни один из этих трех ветхозаветных документов не умаляет моральных провалов Езекии. Но два из трех (2 Царств и Исайя) трактуют одну из его неудач особым образом, что порождает нарратив предельной печали. Для простоты я остановлюсь на Исаии 39:1-8 и обращу внимание на три детали.

Моральный контраст

Как и во многих других библейских повествованиях, в этой главе мы видим потрясающий моральный контраст.

После того, как мы увидели веру и мужество Езекии в Ис. 36-37 и поразмышляли над его необыкновенной молитвой в 37:14-20, мы не можем не почувствовать себя разочарованными, когда узнаем о его ноющей жалости к себе в 38 главе и о его глупом хвастовстве перед вавилонскими посланниками в 39:1-2, что приводит к ошеломляющему божественному обличению в 39:5-7. Как один и тот же человек может быть таким хорошим и таким плохим, таким мудрым и таким глупым, таким сосредоточенным на Боге и таким сосредоточенным на себе? Мы любим, чтобы наши герои и примеры для подражания были немного более последовательными. Моральный контраст не только поражает — он обескураживает.

Но не это делает Исаию 39 одним из самых печальных текстов Ветхого Завета. Нет никаких оснований извлекать из этого повествования превосходную степень: пока что оно достаточно печально, но, конечно, не самое печальное. Авраам, этот великий человек веры и отец верующих, лжет так постыдно, что подвергает опасности свою жену; Моисей, этот скромнейший из людей, выплескивает свое разочарование в самодовольном гневе, когда ударяет по скале; Давид, человек по сердцу Божьему, оказывается не только позорным отцом, но и прелюбодеем и убийцей.

А если мы ищем примеры из Нового Завета, то сразу вспоминаем Петра, апостола, которому Отец показал, кто такой Иисус, но он трижды отрекается от Него. Правда, в Библии есть несколько персонажей, о которых нет ничего отрицательного (например, Иосиф, Даниил, Есфирь), но их число значительно превышает число тех, чья жизнь содержит обескураживающие противоречия и глубокие контрасты. Езекия относится к их числу.

Извращение провидения

Придерживаясь в той или иной форме доктрины провидения, Езекия извращает ее не в лучшую сторону. Он чтит Божий суверенитет, но применяет его в своей жизни с извращенным своеволием: он обязуется полностью подчиниться Божьей воле, чтобы обеспечить свои собственные эгоистические желания. Когда посланники из Вавилона приходят в Израиль, Езекия ставит под угрозу царство, хвастаясь богатством. Бог обличает Езекию через пророка Исаию, предупреждая о грядущем катастрофическом суде: богатство царства будет «унесено в Вавилон. Ничего не останется» (Ис. 39:6). Более того, надвигающаяся катастрофа будет иметь личное измерение: «Некоторые из сыновей твоих, которые придут от тебя, которых ты будешь отцом, будут взяты, и они будут евнухами во дворце царя Вавилонского» (39:7).

Ответ Езекии? «Слово Господне, которое ты сказал, хорошо» (39:8). На первый взгляд, можно подумать, что Езекия желает только Божьей воли, даже если эта воля повлечет за собой суд. Но последняя строка 8-го стиха выдает его эгоистичное сердце. Езекия может так спокойно говорить о страшном суде, нависшем над ним и его династией, потому что он думает: «В дни мои будет мир и безопасность» (39:8).

По контрасту ответ Давида на угрозу суда.

После совершенного им прелюбодеяния и убийства Давиду говорят, что суд постигнет весь народ, а его сын, рожденный от Вирсавии, умрет. Давид раскаивается в своем грехе, и пророк Нафан провозглашает: «Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь. Но за то, что ты этим делом презрел Господа, ребенок, который родится у тебя, умрет» (2 Цар. 12:13-14). В течение следующей недели, пока ребенок борется за свою жизнь, Давид одевается в прах и пепел и отказывается от еды.

В конце концов младенец умирает, и слуги Давида не решаются сообщить об этом своему господину. Но когда трагическая новость становится известна, Давид умывается, надевает чистую одежду и намазывается благовониями, поклоняется Господу, а затем садится за хорошую трапезу. В своем ответе на замешательство своих слуг Давид показывает, что сильно отличается от Езекии:

Он сказал: «Пока ребенок был жив, я постился и плакал, ибо говорил: «Кто знает, будет ли Господь милостив ко мне, чтобы ребенок был жив? Но теперь он умер. Зачем мне поститься? Могу ли я вернуть его? Я пойду к нему, но он не возвратится ко мне». (2 Цар. 12:22-23)

Давид слышит оглашение Божьего приговора и знает, что он заслужен, но он также понимает, что Бог больше, чем просто воля. Бог взаимодействует со своим народом, и Он милосерден: несмотря на божественный указ, возможно, ребенок будет пощажен.

Езекия тоже признает Божью волю, и он тоже знает, что вынесенный приговор заслужен, но его утверждения Божьей воли ослеплены эгоизмом. Он не предлагает заступничества за народ, над которым правит. Даже когда ему говорят, что некоторые из его собственных потомков будут кастрированы во время несчастной войны, он остается безучастным. Этот царь, который смог противостоять Сеннахириму, теперь не заботится ни о ком, даже о своих детях и внуках, больше, чем о себе. Когда-то об этом царе было сказано следующее,

Он уповал на Господа, Бога Израилева, так что не было подобного ему ни из всех царей Иудейских после него, ни из тех, которые были до него. Ибо он твердо держался Господа. Он не отступал от него, но исполнял заповеди, которые Господь заповедал Моисею. И был Господь с ним; куда бы он ни выходил, везде преуспевал. (2 Царств 18:5-7)

Но в итоге у Езекии нет горизонта шире, чем его собственные удобства. В этом повествовании есть печальная острота.

Суд и надежда

Езекия служит наглядной демонстрацией одной из великих тем Исаии 40-66. В некотором смысле, эта печальная глава, Исаия 39, объявляет один из ритмов, которые звучат во всем остальном пророчестве. В центре внимания пророка — духовная жизненная сила и катастрофическое осуждение. Бог безмерно милосерден; Израиль безмерно неверен (Ис. 43:14-28). Израиль избран Богом; Израиль лелеет никчемных идолов (Ис. 44) и преследует беззаконие и несправедливость (Ис. 59). Иерусалим будет восстановлен (Ис. 44:24-28; 51:1-16; 54), а Израиль освобожден (Ис. 48:12-15; 49:8-21), но вместе со спасением придет и суд (Ис. 65).

Даже в последних двух главах есть и осуждение, и надежда: новые небеса и новая земля, а также ужасающие неудачи и смерть.

Будь то один отдельный лидер или весь народ Божьего завета, мы призваны идти вперед — подражать примерам мужественной веры и горько скорбеть о примерах полыхающего эгоизма. Голос превознесенного Учителя все еще говорит: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10).

Опубликовано с разрешения

Уведомления о появлении новых статей могут приходить к вам лично через разные каналы:

Фейсбук, ВКонтакте, Твиттер, Гуггл, Телеграм. Не упустите возможность быть в курсе.

14/12/2022
Темы:
Верность Пророчества
358
3
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Чем измерять успех христианина?
В мире незамедлительных удовольствий и поверхностной красоты хочется приносить плод, который не увянет.
Эми Джилия Бекер
| 8 июл |
3463
Не спешите разыгрывать «карту Бога»
А что, если Бог такого не говорил?
Уилл Андерсон
| 26 фев |
383
Нам нужен Авдий
Малые пророки, большие истины.
Брендон Купер
| 26 ноя |
427
Работает на Cornerstone