Смерть высасывает жизнь из людей и радость из их близких. Она похожа на шершня-убийцу, только еще хуже, потому что оставляет свое жало, вонзенное так глубоко, что оно болит каждый раз, когда вы на него натыкаетесь.
Она нанесла мне сильный удар в 18 лет, снова и снова, снова и снова.
- Милый малыш Кейси, 16 лет, друг из Братства христианских спортсменов, умер от рака после двух лет борьбы, облысения и стольких молитв.
- Умная Линдси, 18 лет, моя одноклассница, была сбита полуприцепом, а затем другой машиной, когда выбегала из заглохшего автомобиля на шоссе.
- Дружелюбный Джейсон, 18 лет, товарищ по школьной команде по теннису, умер от передозировки.
- А добрая, милая, потрясающая кулинарка по имени Фрэнсис Уортингтон - моя родная Бабуля - лежала в луже собственной крови в собственном доме, избитая до смерти, а затем подвергшаяся позорному насилию во время взлома в канун Нового года.
После потрясений того года мое горе и растерянность колебались и менялись, проходя через многочисленные неритмичные циклы. Сейчас, 25 лет спустя, мой преобладающий образ Бабули и тех молодых друзей больше не является жестоким и резким; это образ их пассивного гниения в могиле - кожа, мышцы и органы давно съедены землей.
Это мрачно и неуютно, я знаю, но это правда. Как последний враг, смерть жжет и жалит еще долго после первого удара.
Древняя скорбь и насмешка
Верующие всегда боролись с этими вопросами. Когда Иисус велел скорбящим открыть гробницу Лазаря, Марфа воспротивилась: «Господи, к этому времени там будет запах, ибо он мертв уже четыре дня» (Иоанна 11:39). Как будто ее реалистичный, мрачный импульс зазвучал в ответ: «Ты не можешь этого сделать! Я знаю, ты и раньше мог остановить его смерть. Я даже видела, как Ты воскресил только что умершее тело. Но сейчас мой брат гниет. Все кончено».
Позднее воскресение Иисуса на третий день избавило учеников от многих проблем - греха, стыда, вины, страха, отчаяния. Но не в последнюю очередь отсутствие разложения свидетельствовало о том, что Бог не оставил Его тело среди трупов (см. Деяния 2:27; 13:35).
Но что делать с мертвыми телами, которые разлагаются? Оставил ли их Бог? Есть ли для них надежда?
Несколько лет спустя в коринфской церкви разгорелись серьезные разногласия по поводу идеи телесного воскресения. Некоторые утверждали: «Воскресения трупов не существует» (см. 1 Кор. 15:12). Павел легко опроверг это: Иисус воскрес, значит, воскресение существует (15:13-34).
Но возражение сузилось и, похоже, стало более жестким в стихе 35: «Но как они воскресают? С каким телом они приходят?». Потому что для некоторых, в отличие от Иисуса при Его воскресении, все, что осталось — это кости. Никакого тела. Возможно, вообще ничего. Так в каком же теле они придут, если нет тела, которое можно было бы воскресить?
Надежда с ограничениями
Несколько лет назад норвежский ученый по имени Даг Эндсё обратил внимание на одну особенно жуткую греческую историю. Полуостров Пелопоннес, где расположен Коринф, назван в честь Пелопса - принца, отец которого, лидийский царь Тантал, расчленил своего сына и пытался скормить части его тела богам-олимпийцам.
К счастью для Пелопса, боги заметили эту уловку, собрали части его тела обратно в котел и воскресили его.
К несчастью для Пелопса, Деметра, богиня земледелия, немного раньше времени окунулась в свое рагу и уже съела его плечо. Когда Пелопс вновь восстал из котла, у него все еще не хватало плеча.
К счастью для Пелопса, боги подарили ему протез из слоновой кости. С тех пор он выглядел очень круто, триумфально разъезжая на своей колеснице, сверкая плечом.
К несчастью для Пелопса, даже эта внушительная компания богов была бессильна воссоздать хотя бы одну часть тела, когда ее уже не было. У надежды, которую они могли дать, была четкая граница.
Некоторые вещи для греков были слишком тяжелы для созерцания, включая пожирание, уничтожение, коррозию, разложение и гниение тела. Но именно это и делает смерть, чем дольше Христос ожидает возвращения. И это именно то место, где моя Бабуля, Линдси, Кейси, Джейсон и многие другие пребывают в гниении.
Творец, Который воскрешает
В каком теле придут наши близкие во Христе, если их тела сгнили до основания (1 Кор. 15:35)? Разве мы не знаем, что наш Бог — Творец? Он создал и дал разнообразные тела, плоть и славу семенам и растениям, людям, животным, птицам и рыбам, солнцу, луне и звездам — все «как Ему угодно» (15:36-41). Неужели Он не может сделать это снова? Вот что делает наш Бог! Он говорит, и это происходит. Он скажет, и так будет.
Где же твое жало, Смерть? Да, мы все еще остро чувствуем его. Боль еще не прошла. Тела родных и близких, убитых и оскорбленных, раздавленных машинами, умерших от передозировки по глупости, пораженных раком - все они физически истлели в пыли смерти. Это глубоко ранит.
И все же наш Бог уже вырвал силу из твоих клыков, Смерть, для всех, кто воссоздается в последнем Адаме, Иисусе Христе. Мы все, включая Кейси, Линдси, Джейсона и Бабуля, будем сотворены как последний Адам, Царь Иисус. Мы будем наслаждаться славой, силой, честью, нетлением и бессмертием, превосходящими то, чем наслаждались Адам и Ева в саду (1 Кор. 15:43-49, 50-58). Этот Иисус держит твои ключи, Смерть, в Своей воскресшей правой руке творческой силы. И только Он может открыть дверь.