Главный концерт Большого фестиваля «500 лет Реформации»

Главный концерт Большого фестиваля «500 лет Реформации»

Большой музыкальный фестиваль «500 лет Реформации» проходит в Евангелическо-Лютеранском Кафедральном Соборе святых Петра и Павла в Москве с 16 сентября по 31 октября 2017 года.

28 сентября состоялся Главный духовный концерт фестиваля с большой симфонической программой, в которую вошли две важнейшие партитуры XIX столетия, обращенные к событиям Реформации: Симфония №5 «Реформационная» и Симфония-кантата «Lobgesang» («Хвалебная песнь») Феликса Мендельсона. Они прозвучали впервые в авторской редакции с участием хора и солистов, что подчеркивает их соборный и праздничных характер. Вечер стал кульминацией фестиваля в российской программе празднования 500 - летия Реформации.

Исполнители: лауреаты международных конкурсов: Дарья Давыдова (сопрано), Илона Ананьина (сопрано), Виталий Калачев (тенор); Государственный академический Московский областной хор имени А. Д. Кожевникова; Камерный оркестр «Инструментальная капелла»; ансамбль Collegium Musicum.  Художественный руководитель и дирижер концерта – Олег Романенко.

«Реформационная» симфония создана Мендельсоном как музыкальный монумент и приношение Мартину Лютеру. Поводом для ее написания послужило 300-летие Аугсбургской декларации, принятой в 1530 году и одобренной Лютером как изложение исповедания веры лютеранской церкви. В финал симфонии Мендельсон включил один из главных гимнов лютеран – «Ein Feste Burg is unser Gott», текст и мелодия которого написаны Лютером. За сто лет до Мендельсона эту же тему использовал в «Реформационной» кантате Бах. В первой части звучит распев, известный как «дрезденское амен», хорошо известный прихожанам и в наши дни. Обе темы чрезвычайно торжественны и праздничны, благодаря им, симфония обретает характер величественного ликования.

В музыкальной композиции Мендельсон следовал за своим кумиром Бетховеном, а точнее – его Девятой симфонии, которую Мендельсон слышал несколькими годами ранее. Так же, как знаменитая тема «Оды к радости», в финале «Реформационной» рождается тема гимна «Ein Feste Burg». Эта параллель позволила пойти дальше: в 2012 году в рамках программы «Музыка и Реформация», проходившей в преддверии 500-летия Реформации, немецкий композитор и церковный музыкант Торстен Штерцик сделал редакцию III и IV частей симфонии с участием солистов и хора. Как и в хорале Лютера, в тексте он использовал свободное переложение 46 Псалма. Его версия была издана крупнейшим европейским издательством Breitkopf & Härtel, в России она исполнена впервые.

Симфония №2 Мендельсона имеет заголовок «Lobgesang» («Хвалебная песнь») и обозначение «симфония-кантата». Она была написана к празднованию в Лейпциге 400-летия изобретения Гутенбергом книгопечатания – еще одного важнейшего для истории лютеранства события. Финальная часть симфонии представляет собой самостоятельную кантату в девяти частях на тексты из Библии. В ее основе лежит тема хорала «Alles was Odem hat, lobe den Herrn!». При жизни композитора симфония пользовалась огромной популярностью, сегодня же в концертных программах она встречается не часто, и концерт в соборе святых Петра и Павла – уникальная возможность услышать одно из лучших сочинений, созданных в русле и духе Реформации.

О важности такого уникального события, как в самой культуре, так и в духовной жизни нашей страны сказали Дитрих Брауэр, Архиепископ Евангелическо-Лютеранской Церкви в России и Олег Романенко, художественный руководитель и дирижер концерта и ансамбля «Collegium musicum».

Дитрих Брауэр, Архиепископ Евангелическо - Лютеранской Церкви в России:

Во-первых, этот концерт, посвященный непосредственно событию Реформации. Есть произведения, музыкальное культурное наследие, которое непосредственно связано с Реформацией. Сквозь столетия это событие вспоминалось в разные времена. Сегодня мы слышали музыку Мендельсона. Время, в которое он жил, тоже было не простое. Его музыка по-разному принималась, отвергалась. Но сквозь столетия мы чувствуем эту связь времен, связь с наследием самого Мартина Лютера. В этом концерте звучал хорал «Господь - Наш Меч, Оплот и Щит и твердая Основа для нашего будущего». Сам Мендельсон открыл другого лютеранина – Иоганна Себастьяна Баха. А мы сегодня их открываем заново! Мы открываем заново вообще Реформацию! Ведь уже почти стерто из памяти людей, что такое событие вообще произошло. Может быть, что-то знали о Реформации как одно из исторических событий из учебника истории. А то, что это вообще жизнь людей, что это может быть с каждым человеком веры во Христа, раньше не было и речи. Это открытие совершается вновь в наши дни.

События, концерты, связанные с Реформацией, которые сейчас проводятся в Лютеранской церкви, позволяют легко раскрыть то наследие, которое мы имеем от Реформации. Это не лекции, не богослужение с проповедью, не таинство, в которое надо погрузиться, понять. Это, то, что сказано нам, сыграно на универсальном языке музыки, на языке, который открыт и доступен для каждого человека, кто желает этого. Такого желания приближения к Богу, веру самого Мендельсона все присутствующие могли ощутить на этом концерте. Хотелось бы услышать отклик в сердцах присутствующих.

- Ваши пожелания?

Мы рассказываем больше сейчас о том, что мы есть, что делаем, что церковь всегда жила, никогда не умирала. Сегодня мы живем под мирным небом в России и стараемся сделать все, что только возможно. За эти прошедшие годы много сделано и делается, особенно в этот юбилейный год Реформации, люди узнают все больше и больше о важном событии Реформации.

Олег Романенко, художественный руководитель и дирижер концерта и ансамбля «Collegium musicum», регент Московской Центральной церкви ЕХБ.

- Значение такого концерта для нашей культуры?

Для нашей культуры вообще, такой концерт - это очень серьезное выдающиеся событие, потому что произведения Мендельсона исполняют достаточно редко. Во-первых, для такого исполнения нужны серьезные исполнительские силы, такие как большие филармонические  оркестры, во-вторых, эту музыку сложно играть, много разных инструментов, которые должны играть в унисон, должны быть высокого уровня музыканты. У Мендельсона есть более популярные произведения, а посвященное Реформации звучит очень редко. Тем более в этом концерте звучало первое исполнение хоралом именно авторской версии. Как объяснила ведущая концерта Наталья, у Мендельсона не требовалось добавлять текст и хор, потому что это произведение называют Марсельезой 16 века. Поскольку 500-летие Реформации мы решили исполнить его не на немецком, а в русском переводе. Для церковной и около церковной среды жизни это тоже значимое событие. Очень рад, что собор был полный.

Среди исполнителей есть филармонические коллективы, но основной состав - ансамбль «Collegium musicum» – это верующие люди из разных конфессий, для которых это не просто обычная симфония, а духовная музыка, реформационная симфония, хвалебная песня Богу. Всякое дыхание да хвалит Господа. Это все откликалось у музыкантов, надеюсь, что у публики тоже.

Прозвучавшие сочинения я давно мечтал исполнить еще со времен учебы в консерватории. Слава Богу это случилось на 500-летие Реформации. Когда мне предложили сделать Главный духовный концерт к 500 - летию Реформации, я сразу же решил готовить с музыкантами «Реформационную» симфонию и симфонию - кантату «Lobgesang» («Хвалебная песнь») Феликса Мендельсона

- Ваши пожелания?

Классическая музыка - элитарная. Мы стараемся ее популизировать и воспитывать слушателя к серьезной духовной музыке. Нашему коллективу ансамблю барочной музыки «Collegium musicum» это удается. В 2017 году в связи с празднованием 500-лет Реформации мы начали два огромных цикла. Один – это все сочинения Баха для органа, 15 концертов, рассчитанные на три концертных сезона. И еще более грандиозный - это цикл всех кантат Баха, которых больше двухсот. Мы начали такой цикл этой осенью.

Мы приучаем постепенно публику к классике от музыки Вивальди, до другой классической музыки, которая им мало известна, но необходима для души, как духовная пища.

Зоя Бардина 

Статья была полезна? Помогите нам публиковать побольше таких статей.

13/10/2017
463
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Работает на Cornerstone