Прежде, чем критиковать, задайте себе 3 вопроса
Прежде чем критиковать,

Прежде, чем критиковать, задайте себе 3 вопроса

Советы по конструктивной критике.

Всем нам, активным пользователям интернета, хорошо известно, что критики в нашем мире хоть отбавляй.

Кругом критикуют всех и вся. Оставить свое критическое замечание можно на любой странице под любым текстом (даже на эту статью, см. раздел «Комментарии»).

Да, критики много, но она ужасно низкого качества. Обратите внимание на то, что с теми, у кого в секунду слетает с губ (или с клавиатуры) критика, как правило, трудно установить диалог. А все потому, что их первый порыв – осуждение. А тот, кто быстрее хочет осудить, не очень-то жаждет вступать в дискуссию, и его замечания всегда негативны, а сам человек закрыт для общения.

С другой стороны, есть люди, которые высказывают критику в виде мудрых замечаний и с ними легко вступить в диалог. Это те, чей первый порыв – понять и научиться. Такие люди подают надежду, открыты для общения и смиренны.

Критика может быть как полезным кирпичиком, так и разрушительной кувалдой. С критикой надо быть поосторожней.

Очень важно понимать разницу между этими двумя видами критики, потому что критика может сослужить нам огромную службу, если мы открыты для ее восприятия. Я намеренно говорю «может», потому что в мире мало таких вещей, которые, подобно критике, могут, как преподать вам самый важный урок, так и заставить показать себя с самой дурной стороны. Много раз критические замечания в мой адрес вызывали в моей душе положительный отклик. Но также много раз критические замечания в мой адрес вызывали во мне бурю негодования. Я знаю, что я не один такой. Многие из нас противятся любой критике, хотя знают, что она – самый лучший учитель. Вот почему я считаю, что нам надо срочно повышать качество критики.

Улучшить качество критики можно несколькими способами. Я надеюсь, что вопросы в отношении критики помогут нам начать двигаться в правильном направлении. Вот 3 основных вопроса, которые необходимо задать себе прежде, чем критиковать самим, или в то время, когда нас критикуют.

Чего вы хотите  – доказать свою правоту или сделать человека лучше?

Первое, о чем надо помнить, когда высказываете критику: не доказывайте свою правоту. Самая лучшая критика в мой адрес касалась повышения качества моей работы или улучшения моих личностных качеств. Самая лучшая критика – бескорыстная. Тому, кто умеет быть бескорыстным, совершенно не важно, кто окажется прав в конечном итоге, он не стремится одержать верх над «противником». Их главная задача – увидеть, что мы стали лучше, благодаря их критическим замечаниям.

Недавно ко мне подсел друг и заговорил на очень нелегкую тему. Он задал мне вопросы, касающиеся некоторых моих предубеждений и позиций. Он не хотел ничего доказывать, особенно свою правоту, просто он хотел, чтобы я изменился в лучшую сторону. Его добродушие не помогло мне с легкостью принять его слова – возможно ли вообще принимать критику с легкостью – но, по крайней мере, я старался вникать в смысл его слов и внимательно слушать.

Прежде, чем слова критики слетят с наших уст, пропустите ваши мысли через фильтр этого вопроса. Конечно, не обойдется без таких случаев, когда наше несогласие будет стопроцентным, мы можем столкнуться с ужасающими наше сознание вещами. Но, прежде, чем открыть рот, мы все равно должны задать себе вопрос: «Зачем я собираюсь сказать то, что думаю? Для того ли, чтобы улучшить данную ситуацию или помочь измениться данному человеку в  лучшую сторону?»

Это критика или нападение?

Конструктивная критика придерживается сути вопроса. Даже, когда наши критические замечания направлены на конкретного брата или сестру, мы не должны переходить на оскорбительные прозвища и не должны обвинять.

Много раз я становился свидетелем того, как на человека просто-напросто нападали или обвиняли во имя критики. Как только мы забываемся и отходим непосредственно от темы работы, отношений и убеждений, а начинаем осуждать характер или мотивы другого человека, мы переходим грань.

И свидетельств тому великое множество: достаточно прокрутить новостную ленту фейсбука или твиттера, или посмотреть комментарии по какому-нибудь политическому или богословскому вопросу. Как быстро мы меняем тему, переходя на личности друг друга, теряя первоначальную нить? Мы начинаем нападать, а это ни к чему хорошему не приводит.

Я еще не встречал человека, который бы продолжал с интересом слушать своего собеседника после того, как тот обозвал его обидным именем. Или когда его несправедливо в чем-то обвинили и приклеили незаслуженный ярлык. И даже понимая этот факт, мы все равно продолжаем нападать снова и снова.

Задайте себе вопрос: «Я говорю о работе человека и его отношении к работе, или же я нападаю на самого человека?» Поняв огромную разницу между этими двумя мотивами, вы станете на один шаг ближе к конструктивной критике.

Неужели критика направляется в адрес лишь негативных проявлений личности и событий?

Третье, о чем важно помнить, когда вы критикуете, это сказать о позитивных моментах. Самая ужасная критика постоянно говорит лишь о негативе. Дело несомненно разрушится до основания, если у разрушителя нет ни единой мысли о том, как сохранить его. Совсем другой исход будет в том случае, если критикующий, в первую очередь, заинтересован в том, как улучшить то, что уже имеется. Одна моя хорошая знакомая – талантливая писательница.  Когда я закончил  черновик своей второй книги, я попросил ее о редакции. Честно признаться, я с ужасом ждал ее приговора. Так оно и вышло, но она не просто разнесла мою книгу в пух и прах. Она терпеливо прошлась по всем местам, где внесла свои изменения, и объяснила, почему приняла такое решение в каждом случае, подчеркивая те места, над которыми стоило еще поработать, и те, где мне удалось написать очень хорошо. Ее честный отзыв прибавил мне хлопот с моей книгой, но лучше так, чем сплошные красные ремарки на полях без единого слова ободрения.

Внося свою критику, надо помнить, что у нас появилась возможность поддержать другого, помочь ему двигаться дальше. Мы можем указать на то, что получилось хорошо, а затем объяснить, как можно сделать это даже лучше. Спросите себя: «Не говорю ли я только о том, что было сделано не так?»

Давайте помнить об этих трех важных вопросах, и критиковать с пользой для дела, не разрушая, а созидая. Тогда мы, в конце концов, перестанем бояться критику. 

Опубликовано с разрешения

Уведомления о появлении новых статей могут приходить к вам лично через разные каналы:

Фейсбук, ВКонтакте, Твиттер, Гуггл, Телеграм. Не упустите возможность быть в курсе.

20/11/2015
Темы:
Критика
9793
3
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Жаловаться, а не роптать
Библия учит нас жаловаться и превращать наше недовольство в поклонение Богу
Джон Блум
| 14 июл |
7596
О письмах, этике и слишком остром борще
Позвольте заметить, что торт Наполеон, которым вы пичкали гостей, был приторным и жирным
Маргарита Коломийцева
| 6 фев |
2099
Разница между претензиями и критикой церкви
Мотивы наших слов имеют большое значение.
Кристал Брокингтон
| 12 июн |
2764
Побитые в Духе
Надежда на то, что христианские блогеры будут больше уделять внимания Богу, а не друг другу.
Хали Грей Скотт
| 21 сен |
3309
Что имеем не храним, потерявши критикуем...
Добавим позитива в эту чашу уныния…
Константин Гусихин
| 27 янв |
4383
Работает на Cornerstone