Тим Келлер нашел свой способ молиться, найдешь и ты
Тим Келлер нашел свой способ молиться

Тим Келлер нашел свой способ молиться, найдешь и ты

Пастор известной нью-йоркской церкви помогает избавиться от неуклюжести в молитве и найти более уверенный способ общения с Богом.

Прошлым летом я с мужем решила научить нашего младшего шестилетку-сына кататься на велосипеде. Его брат-близнец, Колин, уже этот навык освоил и смело гонялся за старшим братом, лихо вписываясь в повороты, не снижая при этом скорости. Но Эндрю, не смотря на все наши «это же так весело – кататься на велике!», видимо, не мог забыть о возможности разбить коленки в кровь, поэтому все наши попытки заканчивались слезами. Вы можете отгадать, чьими.

И вот однажды, в начале августа, наш малыш вдруг перерос свои страхи. Способность балансировать на двух колесах, рулить и крутить педали одновременно словно снизошла на него свыше. Страхи и слезы рассеялись, и Эндрю почти сразу забыл, что катание на велосипеде когда-то для него было недостижимой возможностью.

Когда дело касается молитвы, мы тоже чувствуем, что у нас не очень-то получается. Мы не можем припомнить, чтобы нас кто-то этому натренировал, крича нам в уши необходимые инструкции. На самом деле, большинство из нас научились молиться подражая и экспериментируя. Как с велосипедом – как только ты поехал, можно быть уверенным, что ты умеешь кататься. Интересно, можно ли что-то подобное сказать о молитве?

В своей книге «Молитва: преклонение и близость с Богом» Тимоти Келлер, пастор Пресвитерианской Церкви Искупителя (Нью-Йорк), приглашает читателя постоянно учиться молитве. Говоря о том, что один и тот же способ молиться может быть одновременно и правильным, и неправильным, Келлер признает, что, как всем нам, научиться молиться для него было нелегко. На самом деле свой личный способ разговора с Богом он открыл для себя только после трагических нью-йоркских событий 2001 года и проблем со здоровьем, с которыми столкнулись в его семье.

«Все мои знания о молитве, что Библия призывает нас делать и какие есть по этому поводу обещания, были весьма поверхностными», – говорит Келлер. И вот, он начал вносить изменения в свои молитвенные привычки. К уже вполне состоявшемуся режиму чтения Писания он добавил вечернюю молитву и время размышления. Он стал подражать смелому тону Псалмов, ожидая большего от молитвенной жизни. И, наконец, Келлер решил изучать молитвы и труды давно отошедших к Господу богословов (Августин, Мартин Лютер, Джон Оуэн, Джон Кальвин и др.). В своей книге Келлер рассказывает о том, что он узнал о богословии, посвящении и практике молитвы. Возможно, эта книга будет полезна не для одного поколения верующих.

Говорить о трудностях

«Молитва» – книга богословски выверенная, наполненная нюансами, поэтому его верные читатели совсем не разочаруются. Некоторым не понравится его понимание средневекового мистицизма, а кто-то расстроится из-за недостаточного количества сверхъестественных элементов молитвы, чудесных и по опыту и по эффекту.

И тем не менее совершенно ясно, что Келлеру удалось ловко затронуть те противоречия, которые связанны с молитвой. Оставаясь верным своему особенному подходу к богословским вопросам, пастор отвергает простоту однозначных ответов «либо так, либо так», склоняясь больше к предложениям «и так, и так».

Например, Келлер объясняет молитву как способ познать Бога и себя. Эффективная молитвенная жизнь невозможна без погружения в Писание («Словарный запас молитвы должен пополняться из Библии»), но «молитва также и единственный путь к настоящему познанию себя». Мы должны узнавать о Боге из Писания, чтобы в молитве обращаться в согласии с этим знанием, потому что без погружения в Писание «мы можем вести разговор не с настоящим Богом, а реагировать на нарисованныые нашими желаниями Бога и жизнь».

Несмотря на то, что нам всем следует стараться молиться «правильно», Келлер замечает, что «нет совершенных молитв или совершенных молитвенников». «Любая молитва не до конца чиста», – утверждает Келлер. – «она загрязнена нашим незнанием и сознательным грехом. Мы должны стараться молиться изо всех сил, и все равно можем быть далеко от идеала. Что помогает нам продолжать, так это благодать, которая поддерживает нас».

В последнем своем примере, Келлер призывает нас молиться и смело, и смиренно одновременно. «Желание», – пишет он. – «должно занять полагающееся ему место в молитве. Именно такова модель молитвы, которую мы видим в Писании. И желание зачастую ведет нас к пониманию наших обязанностей перед Богом. Но даже когда мы отдаем Ему свои просьбы, мы должны принимать мудрость Его воли. Короче говоря, Бог либо даст нам то, что мы попросили, либо даст нам то, что мы попросили бы, если бы видели всю картину нашей жизни целиком, как видит ее Он». Видение Келлера на молитву заключается в том, что у нас есть полное право молиться смело обо всем, и есть все причины, чтобы доверять при этом Богу.

Вся книга Келлера посвящена трудным моментам в молитве. Молитва – это слияние Божьего могущества и нашего участия, где мы используем и свой разум, и свое сердце. Такая приверженность «размытым» парадоксам очень не понравится тем читателям, кто ищет готовые механические формулы, но даст свободу тем, кто готов участвовать в таинстве, суть которого не до конца понятна.

Желание молиться

Пожалуй, о книге про молитву лучше всего судить по способности этой книги усилить наше желание молиться. В книге Келлера не очень много историй из жизни. Пожалуй, ему стоило побольше рассказывать о своем молитвенном опыте мужа, отца и пастора. Тем не менее, с каждой главой плавно переходя от теории к практике, автор увещевает читателя к зависимости от Бога и близости к Нему через молитву. «Только молясь», – пишет Келлер. – «мы обретаем уверенность, что Бог хорошо управляет нашей жизнью, что наши «промахи» Бог использует во благо, наши добрые дела у нас никто не отнимет, а лучшее все еще впереди». И от этих обещаний трудно отказаться, читатель захочет еще больше молиться, имея лучшее представление, как это делается.

Келлер также заставляет нас посчитать цену отсутствия молитвы в нашей жизни. «Служитель может плотно заполнить церковные скамейки людьми», – цитирует Келлер пуританина Оуэна. – «но только  когда служитель в тишине на коленях предстает пред Богом – в этот момент он настоящий, только в этот момент. Молитва, как никакое другое церковное действо, показывает, насколько мы доверяем и поклоняемся Богу. Это ведь не простая человеческая невежливость, когда мы не общаемся с нашим Создателем, Хранителем, Искупителем, Которому мы каждым вздохом обязаны». Эти слова Келлер обращает каждому слишком занятому, чтобы молиться, читателю.

В библиографическом списке в конце книги Келлер делится полезными ресурсами, один из которых – книга Кальвина «Институты» (Книга 3, глава 20). «Кальвин», – пишет автор. – «и богослов, и практик. И его очень легко понимать. Это редкость на сегодняшний день – глубокое богословие на высокой духовной ноте и тон, пробуждающий в человеке желание молиться». О книге «Молитва» Келлера можно сказать теми же самыми словами. Келлер хорошо разбирается в богословии, и это помогает читателям найти молитвенный баланс для себя: его практическая, вдохновляющая мудрость служит мотивирующим толчком. Более того, его слова вдохновляют отправиться в дорогу, даже если это будет трудный и утомительный путь.

По признанию Келлера: «Иногда будет казаться, что прогресса просто нет никакого, что общение с Богом эпизодично и сжато». Но когда ваши молитвы обращены к Богу благодати, в какой-нибудь неожиданный момент вдруг становится ясно как двигаться дальше и что движение это в направлении дома.

Уведомления о появлении новых статей могут приходить к вам лично через разные каналы:

Фейсбук, ВКонтакте, Твиттер, Гуггл, Телеграм. Не упустите возможность быть в курсе.

12/07/2015
Темы:
Книга Молитва
5852
3
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
18 молитв за вашу церковь
Всем сравнительно легко молиться за себя, за свои семьи и друзей. Но как научиться молиться за наши поместные церкви?
Джонатан Лиман
| 17 апр |
26782
Как ругаться с Богом, когда кажется, что Он не благ
Следует вспомнить кое-что, когда кажется, что Бога нет рядом.
Карин Нолл
| 11 мар |
4868
Почему личные взаимоотношения с Богом не кажутся взаимными?
Есть иногда чувство, что «личные отношения со Христом» совсем обезличены.
Энн Свинделл
| 27 ноя |
12617
9 библейских фактов о молитве
Вам будет интересно это узнать
Иван Середин
| 8 май |
9859
Нет, молитва – это не разговор
Даже в Новом завете разговоры с Богом, как правило, больше похожи на монологи. И все-таки Бог тоже говорит.
Родни Ривз
| 19 июн |
6032
Работает на Cornerstone